Игры в будущее
В Красноярском краевом театре кукол необычная премьера. Режиссер Дмитрий Вихрецкий выпустил спектакль «Тэдди» по пьесе Александра Хромова. Жанр спектакля обозначен как «игра в стиле киберпанк».
Переиграть сценарий
Кемеровчанин Вихрецкий несколько лет назад уже обращался к «Тэдди» в своем театре. История о молодом хакере в той, первой, постановке заканчивалась трагически: человек настолько погрузился в виртуальную реальность, что утратил собственную индивидуальность, его разум поработил вирус. Компьютерный. Сюжет, типичный для киберпанка, финал-предупреждение. Фатальный, но логически последовательный. Доигрались, game over...
Для постановки в Красноярске драматург написал второй акт (или вторую игру, как это именуется в пьесе в духе жанра). Ситуация и в самом деле как в компьютерной игрушке — есть возможность вернуться назад и переиграть сценарий. Финал здесь, впрочем, тоже далеко не благостный, скорее философский. Но в то же время — реалистичный. Это в игре, будь то в компьютерной или сценической, можно вернуться назад и сыграть по-новому. В жизни так не получается...
Мир в рамках монитора
...По краям узкого пространства сцены кукольного театра — два книжных стеллажа от пола до потолка, диван. Они зачехлены целлофаном — такое ощущение, что хозяину комнаты все это ни к чему. Единственные предметы, которые он постоянно использует, — компьютеры (шесть рабочих мониторов на столе и три на полу). Мир главного героя ограничен рамками этих мониторов. Компьютер подменяет ему все — отношения с людьми, любые удовольствия и развлечения. Да и работа для программиста Макса (Максим Сарпов) — лишь способ утверждения своего превосходства над другими.
Но, как и любая сублимация, все это поверхностно и вторично. И в конечном счете — несостоятельно. Даже влюбившись в девушку, Макс не в силах вырваться из своего виртуального мира и объясниться ей в любви. Найти язык с роботом-медвежонком Тэдди (Алексей Беляев) ему гораздо проще. Но вскоре этот медвежонок заставит его существовать по своим законам...
Сюжет классический для киберпанка: маргинал-одиночка сражается с искусственным разумом. Спектакль перекликается со многими кинофильмами — от «Джонни Мнемоника» до второго «Терминатора», где добрый киборг, чтобы спасти человечество, жертвует собой. Есть параллели и с «Искусственным разумом», и со старой американской комедией «Короткое замыкание». Еще несколько лет назад, когда была написана пьеса, ее сюжет (как и сюжет многих кинофильмов на эту тему) казался вымышленным. Сейчас идеи «Тэдди» вовсе не выглядят неправдоподобными. Компьютерная маргинальность стала повальной. Сколь многим из нас социальные сети подменяют живое общение? Мир стремительно сужается до рамок компьютерного монитора.
Белая ворона
Даже удивительно, что такой спектакль появился в нашем театре кукол, куда публика ходить на спектакли для взрослых не приучена (в «Тэдди» возрастной ценз — с 15 лет). Впрочем, его здесь никто бы и не выпустил, если бы не грант от Фонда Михаила Прохорова. И жанр для театра непривычный (как играть такую пьесу?). И сам драматург в родном театре как белая ворона. Хотя в других кукольных театрах его пьесы нарасхват. Сергей Иванников вскоре выпускает в абаканской «Сказке» «Гадкого утенка», а Дмитрий Вихрецкий — спектакль по пьесе Хромова «Повелитель крыс». За право на постановку которой в Кемерове, к слову, автору заплатило Министерство культуры РФ (в рамках конкурса поддержки современной драматургии). Там же вскоре выйдет спектакль в жанре театра теней по другой пьесе красноярского драматурга — «Василисе Прекрасной».
Но дома у спектаклей по пьесам Хромова судьба непростая. Хотя на первый взгляд они здесь тоже востребованы: «Тэдди» — уже четвертая постановка в этом ряду (после спектаклей «Иван-царевич и серый волк», «Три медведя три» и «Зайку бросила хозяйка»). Вот только судьба у всех этих постановок недолговечная. И идут они крайне редко, что для спектакля, как известно, губительно. «Зайку бросила хозяйка» прошел за сезон всего шесть раз. Сколько продержится «Тэдди»?..
Вопрос тем более острый, что спектакль очень сложный. И технически — здесь много роботов и других электронных примочек. И, самое главное, актерски. Собственно, сам спектакль не вполне кукольный, артисты в нем все время находятся на сцене. И даются им эти драматические роли пока непросто. А актеру краевой драмы Максиму Сарпову вообще приходится играть в спектакле сразу две разных роли — человека и киборга. И какой будет судьба этого спектакля — и зрительская, и фестивальная, — во многом зависит и от того, как часто «Тэдди» станет появляться в афише. Во всяком случае, у публики интерес к новому спектаклю очевидный: после премьеры многие зрители высказались, что хотели бы прийти на него еще.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 48 (289)