Главная
>
Статьи
>
«...движение к Истине» Свободного балета Валерия Терёшкина

«...движение к Истине» Свободного балета Валерия Терёшкина

03.02.2012
15

На балет-аллегорию «...движение к Истине» за полторы недели до показа приличных билетов было уже не достать. Говорят, что на декабрьскую премьеру все места раскупили еще за месяц. Если так, значит, притязательным, но весьма эклектичным вкусам красноярских зрителей можно только порадоваться. Однако же то, что предложила публике студия Свободного балета Валерия Терёшкина, легким для восприятия не назовешь. Так всегда с аллегориями - они заставляют зрителя адаптировать вложенные в произведение смыслы к возможностям собственного интеллекта, перемноженного на воображение.

Аллегория — слово почти столь же красивое, как и все девушки из Свободного балета. Правда, откуда у него растут столь замечательные ноги, тоже можно понять далеко не всегда. С технической стороны все ясно — в «Движении» абстрактные явления изображаются при помощи вполне конкретных пластических действий, а недостаток сюжетной определенности компенсируется предельно концентрированной и отлично выверенной по либретто хореографической динамикой. Но, назвав свое творение «балетом-аллегорией», создатели обрекли его на множество интерпретаций, каждая из которых имеет не меньшие права на существование, чем авторская. Она, кстати, весьма туманно была озвучена автором либретто Ольгой Сергеевой — дескать, в постановке центральной является тема любви в трех её ипостасях — невинной, демонической и аллегорической. Но возможно ли, когда мы говорим о метафорах, упрекать кого-то за иные варианты толкований?

«Движение» напоминает пестрый цветочный букет из известных сказочных и литературных сюжетов, философских притч и поэтических этюдов, перевязанный тугими лентами нескольких знакомых мотивов — противоборства темной и светлой сторон человеческой личности, поиском счастья, правды и настоящей любви. Или — метафорическое пульсирующее сердце, ритмы которого вы не раз различите в рисунке танца. Или — песню. Да, здесь все как в популярной песне, где есть смысловые точки, а есть много слов, которые не имеют смысла, а просто создают общее настроение. Здесь эти точки расставлены очень аккуратно, и остальное просто дотанцовывается вокруг них. В итоге ты помнишь потом только эти точки, а остальное откладывается в твоей голове лишь мельком, как красивая суета.

Так и в моей голове отметились отдельные эпизоды двухчасового красочного шоу, которое я воспринимал не как размышления о сущности любви, а, скорее, как историю о диалектике творчества и судьбе Творца. Личность поэта здесь проходит через несколько стадий — светлая счастливая юность, окрыленная фантазией, которая воспринимает каждую удачную зарисовку как брак с мечтой. Потом творец бездумно отдает свои стихотворения на произвол страстей, проходя сквозь горнило юности, и детская непосредственность сгорает, не выдержав многочисленных искушений. Следующий этап — это публичность, светскость, когда он шествует под марш в окружении блестящей свиты и купается в восторгах публики. Как учит нас мировая литература, далее логичным образом следует безумие, и слава переходит в сумасшествие. Сцена с бесноватыми сценографически представляется мне наиболее интересной и стильной в постановке. В ней есть все, что нужно — болезненный желтый свет, крики, специфическая музыка, шелест перекатываемых по полу тел, танцы с обыгрыванием смирительной рубашки, причудливо и настороженно напоминающей крылья, больничная решетка. И — бог как единственное, что существует за пределами безумия.

Или дьявол (забавно, что его играет Борис Терешкин...), что очень ярко и с неким привкусом серы на губах показано во втором отделении. Фокусы, дым и пламя под музыку Корнелюка выглядят действительно зловеще и даже немного эпично. В атмосфере сатанинского бала (угадайте, что за мелодия играет во втором действии чаще всего) кипят страсти, а сущности Творчества и Любви прокаливаются на адских угольках. Поэт, делая реверанс тезису о том, что человек сочетает в себе оба начала, появляется в двух цветах (правда, неясно, почему условный Иисус, который меняет белую рясу на белый деловой костюм, вдруг оказывается в черных лакированных ботинках). И лишь концовка спектакля не несет вовсе никакой смысловой нагрузки и запоминается лишь россыпью визуальных эффектов, плавно переходя в очень милое шоу поклонов, во время которого сам Терёшкин представил участников своей труппы, включая учащихся детской школы-студии.

Любопытным представляется, что все сюжетные пары разворачиваются не в вертикальной плоскости, а в горизонтальной, демонстрируя неограниченное количество оппозиций между множеством персонажей. Все это множество, озадачившее меня своей разношерстностью, изображено антуражно, но без излишней кропотливости. Всегда есть поэт, и есть те, кто его окружают... но, по-хорошему, ни один из героев, включая главного, не раскрывается полностью. Просматривая список фамилий танцоров, я так и не выбрал, кого же можно отметить отдельно, и уж не знаю, хорошо это или плохо.

Смотреть «...движение к Истине» интересно, но непросто (и не все зрители выдержали больше одного отделения, надо сказать). Есть эпизоды, когда геометрия танцевального действия превозмогает жизнь, и тогда ты видишь только круги и квадраты, сходящиеся и расходящиеся на сцене. Непросто и оценивать его с позиции буквоедской аналитики. То, что моя голова, высушенная драмой, оказалась неспособна снимать выразительные эмоциональные отпечатки, конечно, большая беда. Поэтому мой совет вам, зрителя грядущего — когда пойдете на этот балет, не думайте вовсе. Чувствуйте.

Рекомендуем почитать