Главная
>
Статьи
>
Диктатор / The Dictator

Диктатор / The Dictator

21.05.2012
22

Режиссер – Ларри Чарльз

В ролях: Саша Барон Коэн, Анна Фэрис, Бен Кингсли, Джон Си Рейли, Джейсон Мантцукас

Продолжительность – 83 мин

Работать на метафорическом острие ножа – специализация Саши Барона Коэна, к которой все уже, кажется, давно привыкли. А привычка – не только вторая натура, но ещё и довольно страшная инерционная вещь, чью гравитацию очень сложно перебить, как то наглядно демонстрирует фильм «Диктатор».

«Диктатор» - уже четвертый фильм английского комика, в котором он занимается своим любимым делом, кажется, не подвластным в сегодняшнем кинематографическом мире больше никому. А именно – творит самую настоящую злободневную социально-политическую публицистику, а затем уверенно и умело маскирует её под абсолютно расторможенную, не признающую никаких табу бесцеремонную комедию.

Здесь он снова в образе – на этот раз изображает привычно эксцентричного правителя вымышленной африканской республики Вадии, генерала-адмирала Аладдина. Правда, в этот раз обошлось без полевых псевдо-документальных съемок – и, в общем, прекрасно понятно, почему. В «Диктаторе» Коэн бесстрашно целит в самых крупных рыб мира большой, самой большой политики, так что документалистика вынуждена уступить место старой доброй постановке - ведь при всей известности Коэна на нужные ему уровни настоящего политического мира его при любом раскладе и в любой личине ни за что не пустили бы.

«Диктатор» довольно ладно устроен – от скетчей, в которых Коэн доводит до привычного своего гротеска образы эпатажных правителей типа Муаммара Каддафи, фильм быстро перескакивает к чистосердечному роману воспитания героя, внезапно оказавшегося в совершенно непривычном ему мире, к реалиям которого он совершенно не приспособлен. Тут даже находится место для вполне нежной романтической линии, новшество в коэновской вселенной – хотя и в ней хватает столь любимого Коэном столкновения лбами самых разных стереотипов. Причем вот что интересно – Коэн, похоже не стоит на позициях «это хорошо, а вот это плохо»; скорее, он стремится показать, что любой стереотип – уже идиотизм, что мыслить, а тем более жить стереотипами никак нельзя.

Это в принципе дельная мысль, да и в плане политической сатиры «Диктатор» успевает проговорить несколько не менее здравых вещей. Например, что диктатура ужасна, но лицемерная демократия, навязываемая исключительно в качестве ширмы для спокойного дальнейшего пирования на ресурсах, ещё хуже. Что купить в этом мире можно кого угодно, если цена достаточно высока, и что в большой политике, так уж вышло, подвизаются в основном одни пи****сы (что довольно наглядно продемонстрировано прекрасной побочной линией про китайского крупного бизнесмена, в которой также появляется практически гениальное секундное камео Эдварда Нортона).

Это, наверное, неплохой результат для картины, в которой познают радости мастурбации и какают на головы, разговаривают по мобильнику, упавшему во влагалище роженицы, в окошко с улицы прилетает член, а однажды пытаются сделать минет с помощью отрезанной головы покойника. Но, во-первых, вряд ли скажешь, что всё это – настоящие новости для реально думающих людей. А во-вторых, в тех же «Борате» или «Бруно» за Коэна периодически было реально страшно – а в уютном придуманном (пусть и неглупо придуманном) мире «Диктатора» никаких рисков практически нет. И вот тут-то и срабатывает та самая сила привычки – он настолько приучил нас к тому, что готов ради своего безумного юмора, вскрывающего вдруг идиотизм окружающего мира, жертвовать собственной шеей, что когда он просто топчется на тех же вершинах, что уже покорил, это вызывает легкое недоумение.

Вердикт Кочерыжкина – умная, но несколько обезжиренная и безопасная новая работа Саши Барона Коэна

Рекомендуем почитать