Несмотря на недоверие нашего зрителя к отечественному кино, в этом году нас ждут вправду любопытные картины! Конечно, их далеко не пять. Выскажутся в новом сезоне многие из тех режиссеров, за которых не стыдно. Лозница, Литвинова, «театральщики» Вырыпаев и Серебренников, Руминов с «Я буду рядом» и Мизгирев с «Конвоем»… Будет и долгожданное, и экспериментаторское, и эстетское, и документальное. Резонанса не избежать, но это и хорошо. Ко Дню российского кино – 27 августа – самые ожидаемые отечественные премьеры.
«История арканарской резни» Алексея Германа-старшего
Вольная экранизация повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» Германа – это не шутки. Картину начали снимать – страшно подумать – в 1999 году, в 2006 закончили основные съемки, а в 2008 – монтаж. Герман всегда был «долгоиграющим» режиссером и в плане работы над фильмами, и в качестве автора «на все времена» в отечественном кино. Еще в начале съемок «Истории…» Герман сказал, что это, вероятно, его последняя работа. Поэтому в ожидании пока зреет особое предвкушение настоящего большого кино, поражающего реалистичностью фантастического мира (это видно даже по кадрам с места съемок). Актер Иван Черкасов рассказывает: «На площадке царило настоящее средневековье: грязь, пот, нечистоты, затхлость, разруха, сырость, чавкающий и хлюпающий какой-то мир. Уже не отличить было кино от реальности, все было слишком достоверно». Здесь замечательный материал о том, как проходили съемки. Даты выхода «Истории» в прокат еще нет, но… обещали кино в этом году.
«Дау» Ильи Хржановского
Еще один долгострой (снимается с 2005-го)– масштабная биография выдающегося советского физика Льва Ландау – и власти настоятельно рекомендовали режиссеру завершить фильм в этом году. Для создания картины были оцеплены несколько кварталов Харькова, а Хржановский не раз был назван тираном и сумасшедшим за свой идейный и рабочий фанатизм. Невероятные творческие задачи, расхаживающая в исторических костюмах съемочная команда, - все это подогревает интерес к картине, обросшей слухами и скандалами. Андрей Майовер: «Однажды мы собирали несколько тонн листьев, которые должны были по кадру лететь, и рассортировывали их, потому что нужно было, чтобы сначала летели зеленые, потом желтые, потом коричневые, потом скелетики от листьев, потом просто шелуха». Тут еще всяческие любопытные подробности о фильме.
«Долгая счастливая жизнь» (бывшее «Конецдворье») Бориса Хлебникова
Вторая картина одного из любимых и честных отечественных режиссеров в этом году. Первую – «Пока ночь не разлучит» - вы уже могли посмотреть на Канском кинофестивале. «Концедворье», сменившее весной название на «Долгая счастливая жизнь», обещает быть эдаким сельским вестерном, авторской экранизацией культовой картины «Ровно в полдень». Творческая команда, как всегда, сильная: за кинокамеру отвечает документалист Павел Костомаров, сценарий писал Александр Родионов («Сказка про темноту», «Сумасшедшая помощь», «Живи и помни»). Актерский состав уже и вовсе как родной: Александр Яценко и Евгений Сытый, Анна Котова (актриса Театра.doc). Несмотря на то, что у Хлебникова в работах есть и сельская глушь, и московская подворотня, и гастарбайтеры (теперь еще и интеллигенция), ему всегда удается избежать клише и чернушности, и очень тонко и оригинально рассказать про нас сегодняшних. «Наверное, съёмочная площадка «Жизни» — идеальная реанимация для тех, кто настрадался от самолюбия большого кинематографа», - Аглая Чечот написала поэтичный репортаж для «Сеанса» со съемочной площадки.
«Кококо» Авдотьи Смирновой
Обещает быть интересным зрительским кино. Авдотья Смирнова, да, та самая – ведущая «Школы злословия», сценарист и режиссер («Связь», «2 дня»). История о работнице музея Лизе (Анна Михалкова), поселившей по доброте душевной в своей квартире нагловатую провинциалку Вику (Яна Троянова), похоже, снова расскажет нам о современном социальном расслоении и отношениях «интеллигенции и народа». Тема для нас исторически актуальная. Анна Михалкова рассказывает: «У нас в стране рядом живут два народа, которые вроде бы говорят на одном языке, но давно уже друг друга не понимают... Чем хорош этот сценарий — там собраны такие стереотипные мнения друг о друге. Нам всем не хватает самоиронии, чтобы посмотреть на себя со стороны».
«Жить» Василия Сигарева
Еще «Волчок» Сигарева рассказывал нелегкую историю о современной России. Новая картина, по отзывам кинокритиков, - более зрелая экзистенциальная драма. Наша социальная действительность – лишь фон. Василий Корецкий отмечает, что «Сигарев не ставит перед собой цели снова напомнить нам о том, как страшно жить в России. Берите выше: он говорит о том, как это вообще — жить и что это такое — умирать». Одну из главных ролей играет опять же Яна Троянова, супруга режиссера (тут же и Сытый, кстати). Что уж говорить, нелегкий год выдался у актрисы.
Анна Мерзлякова