Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы Стивена Фрирза

Топ 5: фильмы Стивена Фрирза

20.03.2013
2

Четыре с половиной десятилетия карьеры, пятьдесят шесть (!) фильмов — понятно, в таком случае без некоторого серьёзного субъективного редактирования не обойтись. Тем более что 71-летний англичанин Стивен Фрирз — один из наиболее разносторонних режиссеров в мире. В его фильмографии найдётся место и злободневным социальным драмам, и историческим постановкам, и мрачным триллерам, и романтическим комедиям, и политическим памфлетам, и вестернам, и почтенным экранизациям почтенной классики, и ревизионистским экранизациям почтенной классики, и, кажется, всякому прочему жанру, что только придёт в голову.

Вот буквально на днях в прокат выходит очередная его картина, азартная комедия «Фортуна Вегаса» — а он, несмотря на столь почтенный возраст, уже вовсю готовит к съемкам два проекта сразу, драму «Филомена» по сценарию английского комика Стива Кугана и биографический фильм о Фредди Меркьюри. Данный материал не претендует на исчерпывающее исследование фильмографии режиссера (56 фильмов — это не шутки) — скорее, мы хотим рассказать о нескольких наиболее симпатичных фильмах, снятых Фрирзом, в которых как раз виден весь его невероятный диапазон.

Стукач

Замечательный дорожный нуар, снятый Фрирзом в Англии в 1984 году (это был его третий фильм, снятый для кинотеатров, а не для телевидения). Пара бандитов, опытный молчун (Джон Хёрт) и молодой горячий заводила (23-летний Тим Рот, играющий свою третью роль в кино, совершенно феноменальный), везут из Испании на машине бывшего гангстера, когда-то давшего показания против своих подельников и скрывшегося в неизвестном направлении. Это маленький, злой и чрезвычайно виртуозный фильм, разыгранный прекрасным центральным трио Хёрта, Рота и Терренса Стампа — а Фрирз всю дорогу уверенно держит ритм и удивительно здорово на чистом визуальном уровне выкручивается из ситуации, что он, по сути, работает с историей про то, как люди полтора часа едут в машине.

Кидалы

Первая режиссерская номинация на «Оскар» досталась Фрирзу за эту криминальную драму про два поколения мошенников, спродюсированную Мартином Скорсезе и снятую по роману классика американского нуара Джима Томпсона. Мама-мошенница (Анджелика Хьюстон) волнуется за сына (Джон Кьюсак), который пошёл по семейным стопам — но у того свои представления о том, чем надо заниматься; к тому же подталкивает к любимому делу и новая подружка (Аннет Беннинг), которая и сама по этой части. В «Кидалах» у Фрирза получился удивительный манёвр — он проходит по лезвию ножа между нуаром про мошенников и размашистой семейной драмой и умудряется довольно выразительно выступить и в том, и в другом жанре, не сваливаясь ни в какой из них с потрохами.

Фанатик

А вот и новая совместная работа с Джоном Кьюсаком, правда, выполненная в совершенно ином ключе — симпатичная романтичная комедия про владельца музыкального магазина и одержимого меломана, который всё в жизни привык мерить постоянным списками, так же, как и любимые песни и альбомы. В помощь Кьюсаку (который был ещё и соавтором сценария) собрался замечательный актёрский состав — Джек Блэк, Лили Тэйлор, Кэтрин Зета-Джонс, и прочие прекрасные люди. Ну, и для людей, увлекающихся всякой современной музыкой (подбивает написать «хипстеров», но в 2000-м году, когда этот фильм делался, это понятие ещё не стало таким расхожим) «Фанатик» к просмотру просто обязателен.

Королева

Вторая режиссерская номинация на «Оскар» — и снова мимо (в прошлый раз награда ушла Кевину Костнеру за «Танцы с волками», в этот — Скорсезе за «Отступников»). Очень жаль — «Королева» как раз такой фильм, где всё держится на умении режиссёра правильно выдержать баланс.

Неотразимая Тамара

Одна из — на первый взгляд — самых простодушно-веселых работ режиссера, эта пасторальная комедия о приключениях красивой девушки в провинции на деле оказывается здорово устроенной сатирой на творческую, простите, интеллигенцию. А сама титульная Тамара оказывается скорее таким сюжетным механизмом. То есть, даже в самом простом материале Фрирз умудряется найти интересную точку зрения — что и делает человека хорошим режиссёром, если совсем просто.

Рекомендуем почитать