Главная
>
Статьи
>
Долгая счастливая жизнь

Долгая счастливая жизнь

15.04.2013
3

Режиссер — Борис Хлебников

В ролях: Александр Яценко, Анна Котова, Владимир Коробейников, Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Глеб Пускепалис

Продолжительность — 77 мин

Для «Долгой счастливой жизни», размышления о месте фермерских хозяйств в современной России, Борис Хлебников позаимствовал название у знаменитого фильма Геннадия Шпаликова почти 50-летней давности. Вот только лирической шпаликовской грусти, основной интонации его картины, в современной русской реальности места отчего-то не нашлось.

У Хлебникова это название звучит горше и безысходней не только Шпаликова, но даже и группы «Гражданская оборона», использовавшей его на одной из своих последних пластинок. В году две тысячи тринадцатом ирония, заложенная в этом названии применительно к окружающей действительности, сама собой превращается из грустной в зловещую. И у Хлебникова здесь получается довольно неплохой комментарий к тому, насколько сильно во всём нашем обществе сбился моральный компас.

Формально ведь главный герой фильма поступает абсолютно героически — человек до конца стоит за свою землю против решивших её отобрать плохих людей, даже будучи брошенным всеми теми, ради кого он и решил за неё стоять; особенно если вспомнить, что «Долгая счастливая жизнь» началась как попытка сделать ремейк американского вестерна. Но в наших реалиях всё это воспринимаются исключительно кромешным тупиком, билетом первого класса на экспресс в тупую всепоглощающую безысходность.

У Хлебникова довольно поразительное чувство ритма — драма у него тут складывается в основном из длинных проходов по проселочным дорогам, а ощущение накатывающей, как снежный ком, безысходности будто бы собирается само собой из влажного осеннего воздуха. Пара ключевых сцен решены на каком-то совершенно сумасшедшем уровне лаконичной режиссерской виртуозности (скажем, момент, когда герой окончательно ломается, подан в виде бесконечного трясущегося крупного плана его лица, пока он едет в раздолбанном «УАЗике» домой). Да и весь остальной фильм сделан довольно здорово — камера главного российского оператора Павла Костомарова выхватывает крупные планы помятых деревенских лиц на фоне густо закипающей цветом осенней листвы, а больше, как оказалось, ничего и не надо.

При этом однозначном росте Хлебникова как режиссера по-настоящему проникнуться «Долгой счастливой жизнью» значительно сложнее, чем некоторыми прошлыми фильмами режиссера. Хлебников как будто настолько основательно вознамерился произвести в своём кино актуальное высказывание, что безжалостно вынес за скобки всё, что не относилось к делу — и, кажется, в этот список ненужного попало многое из того, за что мы раньше до беспамятства влюблялись в его фильмы.

Нежность и отмороженный северный юмор «Свободного плавания», абсурдистская ирония, с которой смотрела в беспробудный морок будничности «Сумасшедшая помощь» — в «Долгой счастливой жизни» ничего этого нет. А без них, оказывается, в хлебниковском мире душно, пыльно и тоскливо. В принципе, «Долгая счастливая жизнь» — такая обратная сторона «Пока ночь не разлучит»; туда он сгрузил весь юмор, а здесь оставил только чистую драму. Чёрт — всё-таки в сочетании оно работает в сто раз сильнее и лучше.

Вердикт — лаконичная, сильная и виртуозно сделанная социальная драма, чьи благие намерения несколько подтачиваются неприятно одномерным стремлением высказаться по больному вопросу

Рекомендуем почитать