Главная
>
Статьи
>
«Третье человечество» («Troisieme Humanite»), Бернар Вербер

«Третье человечество» («Troisieme Humanite»), Бернар Вербер

12.11.2013
4

Бернар Верберизд. «Рипол Классик», 2013 — 592 стр. Тираж — 20 000 экз.

Если вы являетесь частым посетителем книжных магазинов, причем забредаете немного дальше стендов с бестселлерами или школьными учебниками, то наверняка заметили некоторые изменения в их структуре и внутреннем наполнении. Так, например, до исполинских размеров разрослись полки так называемой русской фантастики, на три четверти состоящей из мусорной литературы вроде фанфиков по мотивам «Метро 2023» и однотипных романов малоизвестных авторов. Вместе с тем произведений из золотого фонда science fiction нынче не сыскать днем с огнем, что проще всего объяснить издательским заговором, но правильнее — увы, пресловутой деградацией массового читателя. Классика классикой, однако если интересная, хорошо написанная, умная беллетристика уступает место интересной, плохо написанной и глупой, значит, с публикой действительно что-то не так. Феномен популярности в нашей стране крайне неважного писателя и откровенно плохого фантаста Бернара Вербера — одно из очевидных проявлений этого самого «не так».

Романом «Третье человечество» француз запустил очередную фантастическую сагу, впрочем, тесно сплетенную с предыдущими эпопеями про танатонавтов и муравьев и прочими опусами вроде «Звездной бабочки» как идеологически, так и сюжетно. Перенаселенная Земля здесь изображена одушевленным существом, которое некогда завело на себе людей в качестве гаранта защиты от столкновения с астероидами; дескать, те изобретут ядерные бомбы с ракетами и будут сбивать особо шальные метеориты в этой части космоса. Однако люди увлеклись другими играми — в перенаселение, войны, рыночную экономику, принялись бурить планету почем зря в поисках нефти, что их нанимательнице никак не могло понравиться. На роль мессий она выбрала мужчину и женщину; тем надлежит воплотить в жизнь сумасшедший эволюционный проект в области генной инженерии — вырастить новый человекообразный вид, устойчивых к радиации и болезням лилипутов, способных заменить морально устаревших homo sapiens.

«Горе тем, кто позволяет себя обогнать в эволюционной гонке на выживание. Те, кто остается позади, превращаются в ингредиенты, предназначение которых — сделать кашицу не такой горькой...»

Впрочем, книга начинается не совсем с этого. Начинается она с того, что антарктическая экспедиция в составе двух палеонтологов и одного журналиста проникает в недра замерзшего материка и там, на берегу подземного озера Восток обнаруживает кости великанов, некогда населявших планету. Всю многотысячную историю своей цивилизации те заботливо изложили на каменных фресках, так что ученым остается только комментировать на камеру подробные картинки, изредка очищая бесценные артефакты в остававшейся стерильной на протяжении многих веков пещере при помощи динамита. Столь же идиотическую непосредственность автор проявляет в дальнейшем, когда рассказывает о курдском племени амазонок, приобретшим иммунитет к радиации по причине близкого проживания с радиоактивным могильником, или когда заявляет приоритет ламаркизма над дарвиновской теорией, иллюстрируя тезис при помощи пигмеев, которые якобы не болеют, потому что «заключили договор» с окружающей средой.

Удивление вызывает как то, что человек, некогда работавший научным журналистом, мог написать такую ахинею, так и что кто-то, кроме литературных обозревателей, находит силы продраться сквозь неё до самого конца: сквозь мировые эпидемии, карикатурные скетчи на французского президента, вылупляющихся из яиц лабораторных лилипутов, сквозь ссылки на «Энциклопедию Относительного и Абсолютного знания», в которых околонаучные факты перемешаны с байками в духе «желтой прессы». Странно это еще и потому что сам текст написан весьма дурно (и весьма дурно переведен на русский язык!) — упрощенные синтаксические конструкции, отсутствие минимальной образности, ломовая прямолинейность повествования, когда на крохотном бумажном пространстве одна кульминация плотно прилегает к другой. Вершина всего этого — топорные стилизации под новостные блоки, которые время от времени читает главный герой на смартфоне, дабы продемонстрировать, что сооруженная автором песочница имеет глобальные масштабы.

Существуй в мире литературы премия «за дискредитацию научной фантастики», Вербер, конечно, давно бы её получил. В любом случае, появление на прилавках «Третьего человечества» — это отличный повод такую награду учредить.

Рекомендуем почитать