И я готов утверждать, что книга для детей,
которая нравится только детям, — плохая книга.
Хорошие — хороши для всех.
К. Льюис
Всем здравствуйте! Меня зовут Юля, я веду блог в Живом Журнале, в котором пишу о своем главном увлечении — детских книгах. И сегодня я подготовила специальную подборку для читателей интернет-газеты Newslab.ru.
Ни для кого не секрет, что осень — самая любимая пора издателей для выпуска множества новинок. Поэтому сейчас я расскажу о самых-самых лучших детских книжках этой осени. Многие из них вам давно знакомы, но поверьте, каждая из них — это своего рода произведение искусства. Итак, вот они — наши «осенние герои»!
«Снежная королева» с илл. Валерия Алфеевского
Несомненный хит осени, хотя поступила в продажу не так давно. Во многом — благодаря сказочным иллюстрациям Валерия Алфеевского. Средство воздействия автора — слово, средство воздействия художника — изображение. Здесь они в своем единстве образовали ту неповторимую гармонию цвета, эмоций, созданного мирами художника и автора, что ПОСЛЕ этой книги никакие другие иллюстрации уже совершенно не рассматриваются как безупречные.
Теперь об издании. Признаться, меня удивили 3 вещи:
- Обложка. Она прекрасна! Я совершенно не ожидала такой красоты. Она достойна дорогого подарочного издания. Она достойна того, чтобы ее отдельно вставить в рамочку и повесить в спальной у изголовья. Или на работе на столе. И потыкать ею в лицо моим друзьям-художникам со словами «А ты так можешь? Можешь???». Прекрасные снежинки, блинтовое тиснение, выпуклости... сама обложка — это уже Сказка, которая начинается в тот момент, когда вы просто берете книгу в руки.
- Имитация на разворотах легких следов от ржавых скрепок в виде желтизны и помятости. Нет, правда, я минут 10 истерически поскуливала и пыталась их соскрести и распрямить, лихорадочно соображая, кажется ли мне или книга испорчена. Только потом до меня дошло, что это дизайнерская идея. Я ее не поняла, честно. Гладкие белые страницы, на мой взгляд, были бы значительно лучше.
- Мелованная бумага. И вроде бы давно уже было известно, что Снежная королева выйдет на меловке, но мое воображение почему-то упорно рисовало ее на белоснежном гладком офсете. Почему — не знаю. Серые клеточки порой очень загадочны.
«Амурские сказки» с илл. Геннадия Павлишина
Без преувеличений, это лучшее, что я читала за этот год! Меня вообще сложно впечатлить текстом книги, но тут... А вначале я боялась брать книгу — меня пугали сложные незнакомые слова (названия племен — нивхы) и такие же сложные и незнакомые имена (Кальдука и др.); были опасения, что текст будет ими перенасыщен и не понравится...какая я была идиотка! Текст легкий, рекой льется — это как раз этот случай. Читается в один миг, остановиться невозможно:
«Только звери их к лесу непривычны. Только зверям тем в лесу тесно. Только зверей тех в лесу кормить нечем. Тех зверей мунгалам пасти негде. Только мох седой вокруг на деревьях висит да папоротники стеной стоят...»
«У стариков — жизнь позади. Старики много знают — хороший совет всегда дать могут. Только и молодой хорошее слово сказать может: силы у него больше, глаз лучше, руки тверже, вся жизнь впереди — он вперед смотрит.»
Иллюстрации для книги подбирал сам художник — Геннадий Павлишин. Эта книга выходила всего три раза — в 1975, 1977 и 1980 годах. Поэтому то, что издательство «Речь» сейчас подарило возможность всем снова взять эту книгу в руки — это просто событие не только осени, но и года!
И я ставлю эту книгу на полку с меткой «Обязательно к прочтению» и готова нудно приставать к каждому, что она должна быть, просто обязана быть в каждой читающей семье! Сначала книга показалась мне дорогой по цене, но сейчас я глубоко убеждена — она стоит слишком дешево. Ловить момент надо сейчас, ведь когда еще мы сможем увидеть эту красоту — неизвестно...
«Приключения Алисы в Стране чудес»
Алис нынче стооооолько, что даже у меня, ни одним местом ни капельки не алисоманки, накопилось 5 штук. И, конечно же, эта Алиса! На обложке — портрет Алисы-голограмма, закладка-ляссе, исторические заметки, множество вклеек и секретиков, которые обеспечивают полное погружение в викторианскую эпоху, классический перевод Нины Демуровой...
Вы еще не бежите за этой книгой? Тогда я добавлю: колода карт в илл. Дж. Тенниела для игры в «Весёлые семейки», улыбка Чеширского кота, настольное лото «Война Алой и Белой Розы» и различные документальные штрихи биографии Алисы Лидделл и ее семейства. В самое сердце!
Книга издана в двух вариантах: с тканевой обложкой и с бумажной (картонной), которые немного различаются по цвету. Я предпочла приобрести книгу в картонной обложкой исключительно потому, что холодноватый фиолетовый оттенок мне приятнее теплого сиреневого. Какая же Алиса займет место в вашей библиотеке — решать вам.
«Щелкунчик и Мышиный король» с илл. Валерия Алфеевского
Ну вот скажите мне, дорогие мои читатели, почему я по Щелкунчику до вчерашнего вечера смотрела только мультфильм (который, кстати, не любила — он всегда казался мне нудным и каким-то непонятным)?
Книга оказалась достаточно большой и приятно тяжеленькой. Нет, правда, я видела Щелкунчика намного меньшего по объему, и объяснение этому оказалось простое — в этой книге ПОЛНЫЙ ПЕРЕВОД Щелкунчика Ирины Сергеевны Татариновой.
А иллюстрации Алфеевского...Мне кажется, это просто песня какая-то. На плотном офсете они смотрятся совершенно живыми, сказочными, настоящими. Здесь вы не встретите излишней детализации, прорисовки — Алфеевский как всегда лаконичен, но отмечает самое главное. Мне безумно нравится то, как художник выбирает цвета для создания своих иллюстраций. Кажется, что он берет их из нашего с вами воображения. Голубое платье Мари, фиолетовый камзол Щелкунчика, синие и желтые стены... у каждой отдельно взятой иллюстрации свое цветовое решение, которое совместно с выбранной композицией попадает в самую цель — душу читателя. Они не яркие, не кричат обилием цветов и красок, не создают ассоциаций диких празднеств. Но они ложатся тихой новогодней сказкой, оставляя приятное послевкусие настоящего чуда...
«Невезучка» с илл. Петра Репкина
«Я смотрю ей вслед, ничего в ней нет, а я все гляжу, глаз не отвожу...». И вроде бы ничего такого особенного нет в этой книге. Просто истории из жизни семилетнего мальчика Кости Пробочкина в духе рассказов Драгунского, который считает себя страшно невезучим. Собственно, справедливости ради следует отметить, что иногда Косте и правда не везет, но не так часто, как сам он об этом думает... Просто прекрасные иллюстрации Петра Репкина. Просто великолепное качество издания.
Также не могу обойти внимание долгожданное переиздание издательством «Махаон» книги «Приключения Эмиля из Лённеберги» с цветными иллюстрациями Н. Кучеренко. Книга не новинка, но тоже долгое время являлась одной из самых ожидаемых книг, потому что полного издания этой сказки, с цветными иллюстрациями и еще и в хорошем качестве — днем с огнем было не сыскать.