Главная
>
Статьи
>
«Крейцерова соната» в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»

«Крейцерова соната» в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»

18.12.2013
0

1 час 35 минут, малая сцена, 18+

«Крейцерова соната» в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»Режиссер Алексей Крикливый дописал к литературной сонате Льва Толстого небольшую железнодорожную увертюру, в которой стучат колеса, а по вагону-ресторану бродят проводники и пассажиры, выясняющие отношения сквозь неровный станционный гул. Собственно соната начинается с какого-то трагического происшествия на перроне (недвусмысленный мостик к другому произведению графа) которое становится поводом для знаменитого разговора о превратностях супружеской жизни — помните, «не верь лошади в поле, а жене в доме»?

Здесь в беседу вступает раскаявшийся грешник Лаврентий Сорокин в образе женоубийцы Позднышева; глумливо хихикая, то и дело срываясь на истерический крик, он навязчиво, агрессивно рассказывает попутчику о том, как дошел до жизни такой. Случайные посетители вагона-ресторана перевоплощаются в тех персонажей, о которых повествует несчастный ревнивец — яркие, насмешливые, невозмутимые картинки из прошлого, подчиненные невидимым триггерам. В какой-то момент собеседник незаметно ретируется из вагона, да только захваченного воспоминаниями Познышева это уже не тревожит.

«Крейцерова соната» в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»Кажется, что «Соната» становится таким спектаклем, который неизбежно должен разрывать зрительный зал на две половинки. Сначала главный герой возбуждает исключительную неприязнь; кажется, что и не может быть правым самодур, рассказывающий о том, что у молодой его супруги во взгляде было что-то холодное и враждебное: он грубо дергает её за нежный подбородок, а та смотрит недоуменно, ошарашено, с искренней болью во взгляде. Эгоизм и жестокость, которые видятся в девушке Позднышеву, в интерпретации Крикливого — не более чем измышления испорченного человека, который пытается искупить грехи, женившись на невинной девушке, но при этом не в силах уйти от собственных демонов.

Однако в какой-то момент в повадках нежной женушки появляется настоящий гонор, а Позднышев от глумливого полуистеричного состоянии переходит к виду совершенно отчаявшемуся и глубоко несчастному, которому невозможно не сопереживать. Сюжет с семейной ссорой, когда каждый из спорщиков пересказывает своему наперснику фразы из диалога на свой лад — это визуализация непреодолимого рубежа между мужским и женским характерами: она — лицемерная, вечно обиженная, злопамятная, он — грубый, вспыльчивый, быстро отходчивый, не учащийся на ошибках. Никакого мира между ними быть не может — только телесная страсть, которая отчего-то именуется любовью. Даже производимые в безжалостных количествах дети — лишь средство борьбы; «мы дрались детьми» скажет Позднышев, и никто в зале даже не улыбнется, прекрасно понимая, что под этим подразумевается.

«Крейцерова соната» в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус»Любопытно, смогут ли встать на одну точку зрения люди, посетившие этот спектакль парой. Представляется, что режиссер перевел исповедальную сонату из монологической плоскости в диалогическую, когда главный герой подобно адвокату дьявола вынужден отстаивать то одну, то другую точку зрения. Соответственно, глубина толстовских размышлений о сущности плотского влечения уступает место остроте психологических гендерных противоречий — что не совсем по классику, но более чем современно. При этом именно Сорокин, а не режиссер, значительно усложняет спектакль: он и мерзавец, и предельно понятный нам несчастный муж, и могучий мыслитель, «кровью собственной супруги выступивший супротив узаконенного браком нравственного и полового разврата», и самовлюбленный дурак, каким каждый из нас бывает в минуты гнева — и поди разбери, каким именно будет он в следующее мгновение. Каждая его фраза звенит, каждая попадает в цель — в публику ли, в других персонажей, вызывая смех, сочувствие, отвращение и всегда странную душевную сопричастность.

Так и получается, что не оскорбленная гордость, не ущемленное чувство обладания, не разрушенный идеал толкают Позднышева на убийство, а хроническое непонимание. Это же, в свою очередь, для человека, воспитанного испорченным обществом, самый малый и самый естественный из грехов.

фото: www.globus-nsk.ru

Рекомендуем почитать