Главная
>
Статьи
>
Нимфоманка, часть 2 / Nymphomaniac, vol. 2

Нимфоманка, часть 2 / Nymphomaniac, vol. 2

12.03.2014
4

Режиссёр — Ларс фон Триер

В ролях: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Шайя ЛаБёф, Стейси Мартин, Джейми Бэлл, Уиллем Дэфо, Миа Гот, Жан-Марк Барр, Удо Кир

Продолжительность — 123 мин.

На повестке дня — большие разговоры больших художников; Алексею Юрьевичу потребовалось три часа, Ларсу фон Триеровичу — больше четырёх. Сейчас, когда «Нимфоманка» окончательно обрела в наших головах законченную форму, произошло нечто интересное — оказывается, на уме у автора всю дорогу было нечто совершенно отличное от того, что мы предполагали по мотивам первой части.

Не зря в первом же абзаце всплывает Герман — по сути, в «Нимфоманке» Триер окончательно прописывается в мире, существующем исключительно в его голове, примерно таким же образом, как и Герман в «Трудно быть богом». Он даже уверенно, будто бы ежесекундно весело подмигивая, населяет новую «Нимфоманку» гостями из своих старых фильмов. Удо Кир со стоической невозмутимостью смотрит на высыпающиеся из героини ложки (не спрашивайте), с Жан-Марка Барра прилюдно спускают штаны; когда Шарлотта Генсбур стучится в дверь, а ей открывает подтянутый и взлохмаченный Дефо, инстинктивно ждёшь, что он немедленно бросится восвояси с отчаянным воплем, памятуя о результатах их последней встречи, организованной Триером. Это всё и правда смешно, и, конечно, абсолютно осознано Триером — специально для сомневающихся припасена развёрнутая цитата из пролога «Антихриста», почти дословно пересказывающая историю про дружбу маленького мальчика и снежинок за открытым окном.

Первая половина настраивала на более-менее элегичный серьёзный разговор, во второй же Триер всё чаще сбивается на такие вот откровенные смешки. Конечно, он достаточно опытен и талантлив, чтобы и в выступлении в формате условной смехопанорамы с условно серьёзным лицом нашлось достаточно любопытных граней — тут есть, скажем, довольно неожиданное рассуждение о педофилии и зачётная даже в своей неприкрытой прямолинейности попытка подмигнуть всем женщинам мира сразу, мол, дамы, не дрейфь, Ларс на вашей стороне. (Лишний повод для дам только сильнее схватиться за голову).

Но, правда, чем ближе к довольно издевательскому финалу, тем отчётливее видно, что история самой Джо интересует автора всё меньше. Настолько, что смысловой мостик от финальной главы к сюжетообразующей встрече Джо и Селигмана в переулке обставлен максимально небрежно — то, что должно было быть драматической кульминацией всей жизни героини, слеплено наскоро и кое-как, с потерей важных мотивировок и не до конца объяснимыми решениями героев. Сам финал — не внутри, а снаружи рассказа Джо — работает отлично, но только укрепляет в формировавшихся всю вторую половину подозрениях.

«Нимфоманка» — ёрнический злой анекдот, развёрнутый и дьявольски подробный ответ «Да!» на все возможные обвинения автору (Он нацист! Он садист! Он больной!) со стороны просвещённой публики. Просто раньше на подобное высказывание ему требовалось каких-то пять минут (см. триумфальное выступление в альманахе «У каждого своё кино»), а теперь он разворачивает его на четыре часа с хвостом — чтобы, как говорится, дошло и до галёрки. Мы так долго талдычили сами себе и друг другу, что фон Триер — это такой специальный режиссёр для издевательства над зрителем, что он в результате как будто и сам поверил в это. Что ж, винить тут, в общем, некого; вы хотели пати — получите, распишитесь.

Вердикт — Триер на тропе войны — вторая половина истории про женскую сексуальность, оборачивающейся довольно бесцеремонным разговором автора со своими критиками и зрителями

Нимфоманка, часть 1 / Nymphomaniac, Vol. 1

Рекомендуем почитать