Главная
>
Статьи
>
Лок / Locke

Лок / Locke

02.07.2014
4

Режиссёр — Стивен Найт

В ролях: Том Харди и голоса разных людей

Продолжительность — 85 мин.

Человек полтора часа едет на машине и разговаривает по телефону — тоже мне событие, какая тут может быть драма, какой элемент неожиданности? Режиссёр и сценарист Стивен Найт решил доказать, что вполне может, и ещё какой — так получился «Лок».

Лок — это фамилия главного героя; однажды вечером прораб Айвен Лок, работающий на крупнейшей стройке в Европе, садится вечером в машину и сворачивает не туда, куда собирался, параллельно сообщая жене на автоответчик, что сегодня он домой не вернётся, а начальству — что завтра не будет присутствовать на заливке бетона. Дальше начинается драма в телефонных переговорах, отчасти перерастающая в триллер — но вовсе не потому, что Найт заставляет нас раскрывать загадку поступка Лока. Наоборот, он спокойно выкладывает ответ на стол минуте на пятой, демонстрируя тем самым, что его история не про причины и следствия, а несколько глубже. В «Локе» Найта интересует относительность морального компаса. Он ставит тут вроде бы простой, но на самом деле не имеющий очевидного ответа вопрос — когда твоё решение поступить по совести становится костью в горле абсолютно всем людям вокруг тебя, может ли такое решение считаться/быть правильным?

Триллер у Найта складывается неплохо, если не с точки зрения неразгаданных вопросов, то как минимум с точки зрения процесса. Бесконечные телефонные переговоры одинокого человека в машине он обставляет так, что общей монотонности происходящего (набрал номер — поговорил, позвонили — ответил) практически не чувствуется — чему немало способствует и компактный хронометраж фильма. Может, некоторым перебором можно счесть периодические монологи героя, обращенные к своему воображаемому отцу — при помощи такого приёма Найт пытается окончательно объяснить ту драматическую коллизию, что случается с героем, и преуспевает в этом даже слишком; в этих сценах про героя проговаривается столько всего, что его конфликт оказывается увязан преувеличенно ладно, чуть ли не с красивым бантиком сбоку, а так бывает только в кино, сочинённом чересчур старательным сценаристом.

В такой истории огромный груз ответственности ложится на плечи единственного исполнителя, и Том Харди встречает такой творческий вызов уверенно и спокойно. В его исполнении Лок оказывается человеком со всех сторон правильным, крепким и рассудительным, но всё же скрывающим за этим незыблемо правильным фасадом заметную червоточину. В этом ещё одна важная мысль Найта — не бывает нормальности, за которой не прячется застарелая травма; а там, где она прячется, непременно что-то пойдёт не так. Как сам Лок в какой-то момент объясняет оставшемуся без него на заливке коллеге — если хоть в одном месте бетон будет недостаточно хорош, рано или поздно пойдут трещины, от которых накроется и всё здание. В фундаменты наших жизней часто закладывается такой вот не самый качественный материал, и с собственным покосившимся зданием мы уже ничего не можем поделать — но вот за фундаментом следующего поколения мы ещё можем проследить и сделать всё, как надо. Эта мысль, вокруг которой и выстроен «Лок», довольно нехитрая, но актуальная более-менее вечно.

Вердикт — хорошая драма одного актёра

Рекомендуем почитать