В прокат выходит «А вот и она», восемнадцатая режиссёрская работа Роба Райнера, голливудского ветерана, который в следующем году отметит 70-летие. Из этих 70 Райнер провёл тридцать с небольшим лет в статусе постановщика — и практически все в шоу-бизнесе; он вырос в семье популярного телевизионного деятеля Карла Райнера и с юных лет снимался в папиных шоу.
В последнее время Райнер в основном снимает тихие пенсионерские мелодрамы с артистами почтенного возраста а-ля «Пока не сыграл в ящик» («А вот и она» уверенно вписывается в эту же категорию) — но в первые 10-15 лет его карьера постановщика пестрила весьма разными и необычными решениями. В конце концов, речь о человеке, чей режиссёрский дебют навеки вошёл в золотой фонд мировой комедии и породил целый самостоятельный жанр — так что взглянуть на самые главные фильмы в карьере Роба Райнера будет довольно интересно.
Это Spinal Tap
Вот он, тот самый дебют Райнера, эпическая сатира на будни группы, исполняющей тяжелый рок, породившая отдельный жанр под названием «мокьюмэнтари» — придуманная комедия, прикидывающаяся документальными съемками. История про группу на излёте славы, переживающую катастрофическое турне, породила невероятное количество мемов и цитат — а главное, настолько идеально попала в материал, что, скажем, вокалист Aerosmith Стивен Тайлер вообще не понял, почему кто-то смеётся на этом фильме: там же всё чистая правда. Один из соавторов Райнера на «Это Spinal Tap», актёр и сценарист Кристофер Гест позже вполне успешно выстроил себе целую карьеру на применении этого художественного приёма к самым разным сообществам, от кантри-певцов до собачьих конкурсов красоты. Более чем через тридцать лет после премьеры фильм до сих пор смотрится невероятно остроумно и свежо — никаким последователям в диапазоне от Бората до «Чудаков» Джонни Ноксвилла не удалось нейтрализовать его могучей силы.
Будь со мной
В одной из лучших экранизаций Стивена Кинга в истории Райнеру удалось то, что не получилось, кажется, больше ни у кого из постановщиков фильмов по кинговским книжкам — поймать ту самую солнечную ностальгию по детству, которой всегда были так плотно пропитаны романы Кинга. Взяв за основу довольно сентиментальную новеллу «Труп», Райнер сделал не только почти эталонную экранизацию Кинга, но и великий фильм про детство и дружбу — а также запустил карьеры сразу нескольких будущих звёзд, вроде Ривера Феникса, Кифера Сазерленда и Джерри О’Коннелла.
Принцесса-невеста
Одна из самых любимых американских киносказок 80-х, «Принцесса-невеста» была историей с двойным дном, одновременно идеальной фэнтези-историей про волшебные миры, доблесть и любовь, и дьявольски точной деконструкцией таких историй. Весело подтрунивая на всеми возможными клише сказок про вечную любовь и набивая историю сразу всеми персонажами, что только пришли в голову (воссоединиться со своей любимой и победить злого принца герою помогают пираты, испанский всадник-меченосец, смешной колдун и добродушный великан), «Принцесса-невеста» в результате сама оказывается эталонной сказкой про любовь и волшебство.
Когда Гарри встретил Салли
Удивительное дело, но это уже третий повод употребить в этой статье словечко «эталонный» — что, если вспомнить о том, что речь идёт о фильмах, выходивших в фильмографии их автора подряд, покажется совсем уж фантастикой. Тем не менее — «Когда Гарри встретил Салли» именно что эталонная романтическая комедия, из которой потом выросли практически все современные представители жанра, включая британский подвид, сформировавшийся под руководством сценариста Ричарда Кёртиса, и более поздние апатовские дела, в которых уже не было столь однозначного уклона в романтику. На пару со сценаристкой Норой Эфрон Райнер с удивительной легкостью поженил вуди-алленовское остроумное вскрытие среднего класса с чуть более доступной и простой историей — говоря упрощенно, если Аллен любил рассказывать о том, почему у этих людей ничего не получится, то Райнер с Эфрон всё же болели за то, чтобы их герои оказались вместе. (Постер фильма даже вступал в диалог с постером «Манхэттена» — если у Аллена крошечные герои сидели под гигантским мостом Квинсборо, то у Райнера Нью-Йорк фигурировал скромным силуэтом далеко за спиной выведенных на первый план Мег Райан и Билли Кристала). Результат — романтическое кино на все времена.
Мизери
А теперь — нечто совершенно иное; ещё одна экранизация Стивена Кинга, только на этот раз куда более подходящая сложившейся у писателя репутации. Психологический триллер о талантах и поклонниках, разыгранный буквально на двоих, роман «Мизери» никак не казался подходящим материалом для экранизации — тем не менее, Райнер не только превратил эту жуткую историю в феноменальный триллер, но ещё и привёл исполнительницу главной роли Кэти Бэйтс к триумфальной победе на «Оскаре».