«Огребли по самое „не хочу“»: в красноярском Академгородке подвели итоги скандальной выставки современного искусства

В Красноярске подвели итоги скандальной выставки «Всё ещё лес», которая проходила на территории Академгородка с 1 августа по 30 сентября. Авторы выставки закрепили на деревьях таблички с цитатами из реальных групп в соцсетях, где общаются жители микрорайона. Таким образом организаторы показали, что «считая лес и берег Енисея своими, они [жители] не церемонятся в выражениях и часто враждебны».

Художники и кураторы выставки, а также исследователи и ученые собрались в культурном центре «Квартира академика» на обсуждении итогов Лаборатории «PubLab», в рамках которой и состоялась скандальная выставка. Высказать свое мнение приглашали и жителей Академгородка. Напомним, многие из местных «взбунтовались» против выставки, а жительница микрорайона даже написала заявление в полицию из-за выставочного объекта. Она пожаловалась на проволоку на деревьях, с помощью которой были закреплены арт-объекты — по ее мнению, такой крепеж вредит зеленым насаждениям.

Несмотря на многочисленные жалобы на объекты искусства в соцсетях и волну недовольства от местных жителей во время экскурсий по выставке, никто из жителей Академгородка в этот четверг на обсуждения не пришел.

Реакция жителей на обсуждение выставки «Всё еще лес»
Скриншот чата жителей Академгородка
Реакция жителей на обсуждение выставки «Всё еще лес»
Скриншот чата жителей Академгородка

По словам организаторов, предполагалось, что «Лаборатория» поможет исследовать Академгородок и создать произведения искусства в его публичном пространстве, а также обнаружить проблемы, имеющие критическую важность для будущего микрорайона. Мария Букова, продюсер выставки, отметила, что не ожидала такой реакции от жителей, а сама «Лаборатория» из пяти российских городов смогла полноценно реализоваться в Красноярске.

«Для меня это подтверждение факта, о котором не принято говорить, и в своей практике я с этим не сталкивалась. Мы затеяли проект современного искусства, который выходил за пределы музейных стен. Но мы пережили „страшные“ недели из-за последних дискуссий в соцсетях, потому что современное и нетипичное искусство на улицах — не бронзовые памятники, не дизайнерские арт-объекты из зеленых ковров, не сердечки, — его сразу подозревают. Современное искусство стало в глазах публики инструментом либо желания захватить территорию, либо инструментом отмывания денег. Мы с партнерами, художниками и модераторами огребли по самое „не хочу“, но это и отличает наш проект в Красноярске. С художественной точки зрения могу отметить, что кураторы в этом году оказались смелее — они вытаскивали музейные истории наружу, проводили травмирующие проекты. Лично для меня этот проект был определяющим — здесь у меня случился самый лучший менеджмент», — рассказала директор Музейного центра «Площадь Мира» Мария Букова.

«Поролоид», художник — Юлия Еремеевская
Пространство «Польская мода»
«Феррум», художник — Алексей Шидловский
«Связь», Алексей Щидловский
«Вторая природа», Юлия Шалыгина
«Реконструкция», Данил Титов
«Диалоги с природой», Данил Титов
«Консервация», художник — Полина Брагина. До окончания выставки банки «не дожили» — их разбили неизвестные

Урбанисты Мария Быстрова и Петр Иванов на обсуждении отметили, что бурная реакция жителей Академгородка во многом объяснима интересом властей и горожан к благоустройству «Красивого берега» — из-за дискуссий и шумихи местные жители восприняли выставку «Всё еще лес» как очередное вторжение в личное пространство. Социологические исследования подтвердили — столкновение художников с местными жителями привело к неприятию.

«Для того, чтобы собрать данные о выставке, мы ввели фокус-группу, обеспечили пространство видеонаблюдением, художники заполняли специальные дневники, а через некоторое время мы проведем интервью с Егором Задереевым — ученым из Красноярского научного центра СО РАН. Сейчас мы „закопались в данных“, но уже можем сказать, что есть несколько наблюдений. Некоторые местные жители отметили, что лес — это не место для экспериментов, и художниками он был испорчен, а объекты искусства — мусор и вандализм. Другие не поняли, что выставка — временная, и решили, что она здесь навсегда, потому и возмутились: „Намусорили и ушли“. Некоторым было неинтересно разгадывать загадки художника, смысла объектов люди не поняли и не приняли их для себя. Для художников общение с жителями оказалось утомительно, однако иногда происходило и выращивание искусства в диалоге», — рассказала Мария Быстрова из Лаборатории «Гражданская инженерия».

Те из художников, кто на обсуждение итогов выставки все-таки пришел, остались довольны своей работой и самой «Лабораторией». Художник Данил Титов, на объект которого и написала заявление в полицию местная жительница, этим фактом был встревожен, но затем с негативными отзывами научился справляться.

«Я подумал, что если разгорелась дискуссия, и кто-то меня видит, портит объект, ломает, пишет на меня заявления и вообще жалуется — это прикольно, классно, у меня, наверное, всё к этому и вело. Если бы никакой реакции не было — был бы фейл и провал полнейший, а если есть негативная реакция — это тоже реакция. В конце концов, это искусство для разночтения, для того, чтобы создать дискуссию в культурном поле, и хорошо, что так это и сработало», — отметил художник.

Объекты выставки организаторы пообещали демонтировать в ближайшее время. Общий итог обсуждений с кураторами, художниками, социологами и местными жителями появится позже в соцсетях проекта. Проект «PubLab — Лаборатория искусства города» проводится Музейным центром «Площадь Мира» в партнерстве с Красноярским художественным музеем имени В. И. Сурикова и организацией «Интерра»*.

*Организация внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.