Вешняков заставит партии работать с регионами

В выборное законодательство в России уже 2 года не вносились существенные изменения. За это время собрано достаточно материала, чтобы оценить существующее законодательство и разрешить или хотя бы минимизировать те проблемы, которые выявлены. Об этом рассказал депутатам Архангельского областного Собрания и Архангельского городского Совета председатель Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам А. Вешнякова, подготовленные поправки в существующее законодательство будут обсуждаться в течение двух месяцев, после чего поступят на рассмотрение Президента РФ, и в случае одобрения будут направлены в Государственную Думу РФ. Таким образом, уже весной 2005 года следующие ниже изменения вступят в силу.

Во-первых, в России, возможно, будет единый день выборов. Это сделано по следующей причине. В течение продолжительного времени регионы постоянно обращаются с просьбами о совмещении тех или иных выборов. Кроме того, у населения в политически активные годы наступает усталость от большого количества выборов. "Так не проще ли ввести единый день выборов? Это будет третье воскресенье марта. И все будут знать, что в этот день, каждый год будут происходить выборы. Например, в 2008 году – Президента РФ, в 2007-м – выборы в субъекты РФ, 2006-м – в муниципальные образования и т.д.". Однако случаются и внеочередные выборы. Для таких случаев вводится резервный день голосования – 1 воскресенье октября. Дату выборов в Государственную Думу пока предлагается назначать в декабре, так как их дата – первое воскресенье декабря – закреплена законом. Эти изменения предлагаются еще и для того, чтобы не допускать проведения более четырех разноуровневых выборов сразу, чтобы избиратели не запутались в большом количестве кандидатов.

Второй ключевой момент – необходимость существования блоков политических партий. "Не секрет, что многие блоки создаются лишь на время выборов. А после выборов рассыпаются, – сказал Вешняков. – Причем многие блоки являются "пустышкой". Например, в Ярославле создали блок с лидером - очень популярным в области человеком – депутатом Государственной Думы. На региональных выборах этот блок победил. Но депутат Госдумы, естественно, не стал менять кресло депутат Государственной Думы на кресло областного депутата. В областной же Думе оказались люди, о которых избирателю ничего не известно. Существуют различные хитрости в названиях блоков. Например, была попытка организовать блок "Путина". С ударением на второй слог. Поэтому, если существование самих блоков оставлять необходимо изменить принцип их названия. Чтобы название блока состояло из названия партий. "Партия Х – Партия У – Партия …Р". В третьих, в информации о кандидате в депутаты предлагается указывать о погашенных судимостях. Напомним, что по существующему законодательству о судимостях необходимо указывать лишь в случае, если они не погашены (кандидат имеет условный срок или сидит). Введенная 5 лет назад практика доведения такой информации до избирателей фактически привела к тому, что такие люди перестали баллотироваться в какие-либо выборные органы.

Сбор подписей, по мнению А.Вешнякова, отменять не надо. "Но сборщик подписей должен быть нотариально заверен. Хотя есть предложения и о том, чтобы нотариально заверять каждую подпись". Под нотариальным заверением сборщика подписей подразумевается, что будет замеряться только он, его подпись и паспортные данные, а не все подписные листы. Особое место в выступлении А.Вешнякова заняла критика существующей системы выборов по одномандатным округам. "Практика показывает, что на таких выборах побеждает либо человек с большими деньгами, либо с большими связями". После выборов эти люди отрабатывают пожелания спонсоров, другими законопроектами зачастую не занимаясь. Существуют прецеденты, когда депутаты на заседаниях Госдумы фактически не появляются, зато активно "работают" в своем избирательном округе - раздают подарки, асфальтируют дороги. Если на местном уровне это еще можно объяснить, то депутат Госдумы не должен заниматься коммунальными проблемами в ущерб законотворчеству. Кроме того, депутаты, которые избирались как независимые, на практике оказываются членами какой-либо партии. В частности, из 67 независимых депутатов ГД-2004 остались независимыми только 7. Все остальные уже вступили в ряды "Единой России".

При существующем законодательстве у партий нет побудительных причин работать с регионами. Решения в партиях принимается узкой группой людей, "верхушкой". Причем интересы регионов не учитываются. Предлагается в федеральном списке партий оставить не 18 фамилий, а только три. Остальные члены партии будут представлять регионы. Как уточнил Вешняков, представителям регионального списка не обязательно состоять в партии, можно быть "сочувствующим". Из региональных списков в Госдуму будут проходить люди из тех регионов, в которых партия набрала наибольшее количество голосов. Например. Партия получила 20 голосов. 3 получают ее лидеры. Четвертой кандидатурой идет представитель Эннской области, где партия набрала 30% голосов, пятой – 29% и т.д. Причем партия может выходить на выборы, если имеет представительства во всех регионах страны. "Вернее мы определили минимум – 72 региона". "Если не поменять существующее законодательство, то уже на следующих выборах партия, близкая к власти, получит 350-400 мест в Парламенте". Если пройдут предлагаемые изменения, то партиям будет выгодно искать людей на местах, разбирающихся в проблемах региона и уважаемых земляками. Таким образом, в партии не будет застоя – представители регионов будут спорить между собой, а "без споров жизнь умирает".


REGNUM