Общественная палата правозащитников края: при оказании платных медуслуг допускаются многочисленные нарушения прав граждан

При оказании платных медицинских услуг допускаются многочисленные нарушения прав граждан. Об этом шла речь на очередном заседании общественной палаты правозащитных организаций края, координатором которой является уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Иннокентий Жмаков. Об этом ИА KNews сообщили в пресс-службе ОППО.

Медицинские услуги на платной основе в крае осуществляют 473 юридических и физических лица, в том числе в Красноярске – 306, то есть 64,6% от общего числа. При этом главная тема многочисленных жалоб, поступающих в правозащитные организации и СМИ - нарушение требования медицинского отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также отсутствие безопасности медицинских услуг и их качества.

Многие медучреждения не предоставляют или скрывают информацию о том, какие услуги должны оказываться гражданам бесплатно, какими правами обладают потребители услуг, какие обязанности несут медицинские учреждения. Кроме того, договоры, заключаемые с пациентами, и услуги не соответствуют существующим требованиям.

Как указывается в обращениях граждан, органы, осуществляющие управление и координацию в сфере здравоохранения, устранились от контроля над организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, правильностью взимания платы с населения, что приводит к серьезным последствиям. Так, житель Красноярска обратился в ООО «Стоматология» для удаления зуба. После его удаления началось осложнение. Врач, удаливший зуб, успокаивал пациента, что ничего страшного нет. В результате такого лечения больного на «скорой» увезли в БСМП, где сразу положили на операционный стол. Больной прошел полный курс интенсивного лечения. За это время он потерял 15 килограммов веса. В последствии выяснилось, что у этой стоматологической клиники нет лицензии на данный вид услуги. Жительница краевого центра, поверив рекламе, обратилась в ООО «Центр репродуктивной медицины» для лечения бесплодия. До лечения ей не была предоставлена необходимая информация, не проведено надлежащее обследование. Лечение не только не дало положительных результатов, а наоборот ухудшило общее состояние здоровья. В результате разрушилась семья, впустую потрачено несколько тысяч долларов. Еще одна жительница Красноярска обратилась в стоматологический кабинет для протезирования зуба. Работа была сделана некачественно: женщине по ошибке сточили здоровые зубы. Затем пациентка стала лечиться в медико-восстановительном центре. Но и здесь, к сожалению, квалификация врачей оказалась не на уровне. Тогда она обратилась в еще одну клинику, где «лечение» длится на протяжении двух лет. В результате пациентка потеряла уже 7 зубов, уплатив за услуги 50 тысяч рублей.

Красноярцы высказывают также свои обиды и в адрес судов, которые, по их мнению, в исках о возмещении вреда, причиненного пациентам, отказывают по формальным признакам. Других же способов возмещения прямых и моральных убытков не имеется. В результате явные причинители вреда жизни и здоровью граждан остаются безнаказанными. Бюджеты края и органов местного самоуправления несут финансовое бремя по длительной реанимации и терапии пациентов, здоровье которых оказалось под угрозой после оказания некачественной платной медицинской услуги. Существующая система лицензирования не обеспечивает отсев недобросовестных медучреждений, неквалифицированных медицинских работников. Краевое управление здравоохранения прекратило с 1 января свою деятельность по выдаче лицензий на медицинскую деятельность и надзор за ней. В то же время до сих пор в крае не открыто представительство Росздравнадзора, которому, в соответствии с существующим законодательством, эти функции переданы.

В целях устранения многочисленных нарушений прав граждан юридическими и физическими лицами, оказывающими платные медицинские услуги на территории края, общественная Палата правозащитных организаций края обратилась к краевым и территориальным федеральным органам предпринять срочные неотложные меры. Краевому управлению здравоохранения и подчиненным ему службам предложено провести работу по выработке мер по устранению нарушений. Также необходимо выработать и предложить юридическим и физическим лицам, осуществляющим по лицензиям платную медицинскую деятельность, типовой договор на производство услуг и типовую карту учета оказанных услуг пациенту. Предложено проанализировать и обратить внимание на создавшуюся ситуацию руководителям территориального управления Роспотребнадзора по краю Сергею Куркатову и ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» Сергею Скударнову.

Свое решение правозащитники направили руководителям правоохранительных органов с предложением принять меры по обеспечению безопасности и защиты здоровья граждан на территории края, оперативного реагирования на факты причинения вреда здоровью населения. Общественная Палата правозащитных организаций края для мер реагирования также направила свою резолюцию по данному вопросу в Совет администрации края и профильные постоянные комиссии краевого Законодательного собрания.