На II Инновационном форуме в Железногорске, посвященном теме подготовки кадров для инновационного кластера, выступил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов, который рассказал о первостепенных направлениях модернизации системы профессионального образования в России.
Среди приоритетных направлений работы министерства в этой сфере Александр Климов назвал совершенствование и развитие содержания профессионального образования, где важное место занимает актуализация действующих образовательных стандартов. «Они должны стать ближе к реальной жизни. Это будет сделано с помощью предприятий, которые представят свою точку зрения, какие компетенции в настоящее время нужны, чтобы наши выпускники были в большей степени востребованы», — отметил Климов.
Другое направление — это структурное развитие системы профессионального образования. «Здесь мы делаем акцент на те вузы, которые готовят специалистов, реально востребованных на конкретных предприятиях — например, на предприятиях Железногорска», — подчеркнул замминистра. «Большая работа ведется в области институциональной модернизации, совершенствования целевой контрактной подготовки взамен целевого набора, который показал свою слабую эффективность, — сказал Александр Климов. — Мы считаем, что в системе образования должны появляться „центры превосходства“ — совместными усилиями нам нужно создать четыре-пять таких центров, своего рода образцов правильной организации дела, опираясь на бизнес и крупные предприятия». Заместитель министра привел в пример Первоуральский металлургический колледж — «колледж двадцать второго века», где совместными усилиями региональной власти, бизнеса и самого учебного заведения создана уникальная образовательная программа «Будущее белой металлургии», не имеющая пока аналогов в стране.
Александр Климов отметил, что норматив финансирования подготовки инженеров в два раза выше, чем гуманитариев: «60 тысяч рублей в год — это финансирование обучения бухгалтеров и экономистов, и 120 тысяч — это финансирование подготовки по инженерным специальностям». Он добавил, что две другие важные линии, которые были недооценены ранее, это новые технологии обучения, адекватные технологиям на предприятии, и постоянная подготовка менеджеров образования.
«Только в четырехугольнике, где один угол — это федеральные органы власти, второй — правительство субъектов Российской Федерации, третий — предприятия, и четвертый угол — это студенты, может быть сформирована эффективная система профессионального образования», — заключил Александр Климов.