Сегодня в рамках 12 Красноярского экономического форума состоялся круглый стол, посвященный сотрудничеству России и Азиатских стран по реализации инфраструктурных проектов в области энергетики. Участие в дискуссии приняли министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, представители профильных министерств и ведомств субъектов РФ, специалисты нефтегазовых и энергетических компаний, представители экспертного сообщества.
Ключевой темой обсуждения стали текущие инфраструктурные и нефтегазовые проекты, барьеры, возникающие при их реализации, необходимые инструменты государственной поддержки таких проектов, перспективы по расширению сотрудничества.
Открывая работу круглого стола, Александр Новак отметил, что азиатское направление развивается в настоящее время достаточно интенсивно. Страны АТР демонстрируют более быстрый рост спроса на энергоресурсы. На разных этапах реализации находится ряд проектов: нефтепроводы «Восточная Сибирь — Тихий океан» и «Сила Сибири», строительство энергомоста «Сахалин — Хоккайдо», проекты в области применения сжиженного природного газа. Это ниша, в которой Россия может участвовать и конкурировать. Перспективными территориями, с точки зрения активного вовлечения в совместные проекты, выступает Сибирь и Дальний Восток.
Соблюдение взаимных интересов эксперты видят в практике использования налоговых послаблений, в введении налоговых каникул и применении долгосрочных тарифов. Со стороны азиатских партнеров это могут быть льготы в виде «входящих» налоговых преференций (снижение налога на импорт, отмену входящего НДС и др.).
Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, говоря о потенциале сотрудничества со странами АТР, отметил: «Работа должна продвигаться более активно. Времени задействовать потенциал России не так и много. Здесь важно и проектное финансирование, которое в равной степени должно быть организовано с участием банков России и стран Азии».
В рамках круглого стола обсудили также необходимость изменений подходов к выдаче лицензий на пользование месторождениями, индивидуальные регулятивные подходы к каждому проекту, а также создание экономических условий для развития таких проектов.