Подрядчика реконструкции Свободного могут освободить от финансового обеспечения контракта

Согласно федеральному законодательству, в Красноярске изменятся условия проведения муниципальных торгов. Сегодня, 19 марта, о новшествах рассказал заместитель главы города — руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин.

В начале года на фоне ухудшения экономической ситуации в Красноярске прозвучали высказывания о том, что система муниципальных контрактов требует корректировки, в частности речь шла о схеме отложенных платежей. Как пояснили в мэрии, высказывались мнения, что при ее сохранении выполнение муниципальных контрактов окажется под угрозой срыва — не найдётся желающих принять участие в торгах.

Тем не менее, с начала года были проведены ряд торгов по крупным объектам: жилой дом на улице Кишиневской (470 миллионов рублей), ремонт объектов водно-канализационного хозяйства (победитель предложил 153 миллиона 300 тысяч рублей, была получена экономия бюджетных средств в 5,7 млн). Все контракты включают условие отсроченных платежей. «Если подрядчик имеет собственные ресурсы, чтобы работать по такой схеме, то это свидетельствует о его надёжности. В ситуации с исполнением муниципальных контактов особое значение имеет именно привлечение квалифицированных и надёжных поставщиков, которые смогут качественно и в срок исполнить все условия контакта», — подчеркнули в администрации.

Что касается несостоявшихся торгов по реконструкции части проспекта Свободного, то это особый конкурс с ограниченным участием, который проводится на технически сложном объекте. Это означает проведение предквалификации, то есть предварительной оценки заявок с точки зрения материальной базы, наличия кадровых ресурсов, необходимого оборудования. По итогам предквалификации отбираются компании, соответствующие высоким требованиям. На втором этапе конкурса среди них выявляется победитель, предложивший лучшие условия. Этот достаточно сложный механизм позволяет отсечь неквалифицированных исполнителей. Такие конкурсы проводились неоднократно, но не в области строительства. Таким образом, речь шла о первом опыте. Главным барьером послужила достаточно цена контракта в 290 миллионов рублей, предполагающая соответствующее финансовое обеспечение. Так, при подаче заявки вступительное обеспечение составляет 5 % от суммы контракта, в данном случае более 14 миллионов рублей. А для победителя предусмотрена и вторая часть обеспечения — 30 %, или 87 миллионов. Как правило, участники торгов используют механизм банковской гарантии, но ситуация в банковской системе сегодня достаточно сложная.

Чтобы разрешить ситуацию, правительство страны приняло постановление «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта», позволяющее в определённых случаях полностью исключить финансовое обеспечение.

«Для нас приоритетными являются три пункта, — рассказывает заместитель главы города — руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин. — Во-первых, заказчики имеют право стопроцентно исключить обеспечение для представителей малого бизнеса. Однако здесь мы ограничены предельной суммой торгов — не более 20 миллионов рублей. Что же касается крупных объектов, то постановление правительства даёт нам право исключить финансовое обеспечение для тех заказов, где не менее 30 % суммы оплачивается после выполнения контрактов. В-третьих, требование о применении банковского сопровождения контракта».

Власти отмечают, что этот инструмент не будет применяться «без разбора». Администрация города не заинтересована в том, чтобы муниципальные торги стали привлекательными для фирм-рейдеров, перехватывающих заказы для перепродажи. Нулевая ставка обеспечения эффективна там, где применяются другие гарантийные механизмы. В том числе предквалификация, позволяющая отсеять недостаточно надёжных претендентов, и отсрочка платежа, которая также является гарантией, что работы будут выполнены качественно. ​