На Красноярской ярмарке книжной культуры прошли дебаты литературной премии «НОС. Новая словесность». Напомним, вручение премий стартовало в 2009 году, в год двухсотлетия Николая Гоголя, для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Главная особенность Премии «НОС» — открытость процесса принятия решений. Непременным условием работы жюри является публичный выбор финалистов и победителя в рамках ток-шоу в присутствии и при активном участии журналистов, литераторов и общественности.
Выбор шорт-листа ежегодно проходит в рамках КРЯКК. В этом году из длинного списка жюри выделило 7 книг, из которых затем выберут победителя и представят в конце января 2016 года.
Главный спор, развернувшийся на дебатах в этом году, касался выбора между «новым» литературным языком и простотой в рассказывании историй. Некоторые книги из лонг-листа обвиняли за кокетливость поэтического языка, невозможность чтения из-за отсутствия внятно пересказываемого сюжета. Разговор об этом плавно перешел в обсуждение «новых» сюжетов — так, среди прочего, проза одного из номинантов, Андрея Аствацатурова была причислена к «новой», так как он, по заявлению участников дебатов, — единственный автор русскоязычной прозы, который описывает специфику академического сообщества в художественной литературе.
В итоге дебатов в шорт-лист премии «НОС» вошли:
- Александр Ильянен «Пенсия»
- А. Нуне «Дневник для друзей»
- Полина Барскова «Живые картины»
- Татьяна Богатырева «Марианская впадина»
- Данила Зайцев «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева»
- Мария Голованивская «Пангея»
- Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»
Председатель жюри, известный театральный режиссер Константин Богомолов сказал:
«Я не встретил в этих текстах невероятных формальных свершений, сверх-новостей, но эти тексты обладают внутренней темой, в лучших случаях подкрепленной и формальными вещами. Там исследуются предельные ситуации, там есть возвращение человека в большую литературу и большую историю. В этом списке голос человека, который испытывает отчаяние, страх, пытается с этим совладать. Заглядывает в блокаду, в хоспис. Голос не теряется, не забыт. Это искреннее звучание голоса в большой форме».
Один из членов жюри Дмитрий Споров добавил, что можно выделить две тенденции: это новая эмигрантская литература, которая порождает мемуары, описание кризиса человека в сложной ситуации, а также тяготение к нон-фикшн, описанию своей или чужой биографии, конкретные исторические отсылки.
Отметим, что с 1 октября на официальной странице премии проходит читательское голосование, по итогам которого будет определен победитель в номинации «Приз читательских симпатий». Итоговые дебаты премии с выбором победителя пройдут в Москве 28 января 2016 года.