Аудиторы предупредили о росте доли нелегального алкоголя в Красноярском крае

Сегодня, 24 марта, депутатам Законодательного Собрания Красноярского края представили отчет Счетной палаты о результатах проверки деятельности госпредприятия «Оптовый алкогольный центр».

Как было отмечено, сегодня краевой рынок алкоголя соответствует общероссийским тенденциям замещения легально произведенного алкоголя нелегальной продукцией.

Сокращение рынка легального алкоголя (в целом по краю продажа водки и ликероводочных изделий на душу населения сократилась с 9,4 литра в 2013 году до 6,7 литра в 2014-м) стало в том числе следствием принятых на федеральном уровне прямых запретов, связанных с реализацией алкогольной продукции, а также решений, направленных на увеличение розничной цены. Это подстегнуло незаконное производство спиртного для нелегального рынка из-за большой разницы в ценах, отметили проверяющие.

Усиление конкуренции со стороны нелегальной продукции, общеэкономические факторы, прекращение производственной деятельности в связи со сменой собственников предприятий, нерациональные управленческие решения привели к закрытию в крае ряда производств, считавшихся основными в отрасли.

В 2014-2015 годах в крае продолжили производство только «Красноярский водочный завод» и ЛВЗ «СИБАЛКО» (в минимальных объемах). Остальные заводы — «Шушенская марка», ликероводочный завод «Канский», «Минал» — остановлены. На фоне снижения внутреннего производства увеличивается поступление в край водки, выпущенной в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. К 2015 году объемы производства краевых ликероводочных заводов достигли минимальных за 15 лет показателей, доля продаж водки местного производства в общем объеме регионального рынка крепкого алкоголя сократилась с 39,9 % до 12,3 %.

Прекращение производства водки в крае привело к снижению объема акцизов, поступающих в краевой бюджет. В 2014 году размер платежей краевых заводов составил 279,5 млн рублей, сократившись в два раза по сравнению с 2013 годом. Доля платежей краевых производителей крепкого алкоголя в общем объеме уплаченных акцизов составила 12,2 %.

«Оптовый алкогольный центр» был создан в 1997 году для усиления контроля за производством и оборотом алкоголя и до 2006 года являлся ключевым элементом региональной системы контроля качества алкогольной продукции. Компания была членом «Енисейской алкогольной ассоциации» (создана в 2005 году для поддержки местных производителей и поставщиков легальной алкогольной продукции) и обеспечивала ее деятельность благодаря пожертвованиям части средств, полученных от добровольной сертификации алкогольной продукции. Она была введена по инициативе ассоциации в связи с изменением в 2006 году федерального законодательства и отмены региональной системы контроля качества алкогольной продукции, поступающей в розничную торговлю.

В апреле 2015 года «Оптовый алкогольный центр» было решено ликвидировать из-за того, что после ужесточения федерального законодательства пропала необходимость краевого контроля. Кроме того, проверка оптового алкогольного центра обнаружила недостатки и нарушения, отсутствие внутреннего контроля со стороны собственника, коррупционные риски.

После прекращения работы центра ряд производителей и поставщиков алкоголя, входящих в ассоциацию, под влиянием спроса со стороны населения приняли решение продолжить маркировать продукцию знаком, во многом аналогичным знаку «Гарантия качества», через вновь созданное ООО «Енисейский алкогольный центр». В связи с тем, что данный знак не является подтверждением качества и безопасности алкогольной продукции, поступающей в розничные сети, не выполняется основное назначение маркировки — идентификация гарантированного качества. То есть, по мнению аудиторов, население края вводится в заблуждение по поводу качества маркированной продукции.

В итоге депутаты одобрили проект постановления Заксобрания в адрес правительства края. Депутат Анатолий Матюшенко отметил, что в этом документе подчеркивается необходимость дополнительных мер по защите населения края от контрафактной и некачественной продовольственной продукции, поступающей на краевой рынок.