Операция по вывозу из таймырской тундры американского самолета стартует летом

В июле на Таймыре начнется операция по эвакуации из тундры уникального американского самолета, сообщили 17 мая представители Экспедиционного центра Русского географического общества по СФО.

Самолет С-47 DL был изготовлен в США в феврале 1943 года, а в марте в рамках ленд-лиза передан в ВВС СССР. На фронт самолет не попал и с апреля 1943 года был оставлен для работы в полярной авиации на севере Красноярского края. Вынужденную посадку на болото «Дуглас» совершил 23 апреля 1947 года во время перелета «бухта Кожевникова — Дудинка — Красноярск». На борту было 26 пассажиров и 852 кг багажа. Сначала у самолета отказал один двигатель, а через 4 часа перегрелся и заглох второй. Через три дня командир и 8 человек ушли от самолета в надежде выйти к населенному пункту, а 11 мая самолет был найден и оставшиеся около него люди были эвакуированы. Останки командира воздушного судна нашли только в 1953 году, остальные ушедшие с ним люди до сих числятся пропавшими без вести.

Самолет С-47 DL
Фото: Экспедиционный центр РГО СФО
Самолет С-47 DL
Фото: Экспедиционный центр РГО СФО
Самолет С-47 DL
Фото: Экспедиционный центр РГО СФО
Самолет С-47 DL
Фото: Экспедиционный центр РГО СФО

Несмотря на то, что самолет около 70 лет простоял в тундре, его сохранность оценена как отличная. Немногочисленные туристы и местные жители разобрали на сувениры приборную панель, но после осмотра самолета специалистами военно-инженерного института СФУ и экспедиционного центра РГО СФО стало понятно, что самолет возможно восстановить. Но для этого сначала его нужно вывезти с Таймыра. Экспедиция стартует, ориентировочно, в начале июля, в зависимости от погодных условий.

Как пояснили в экспедиционном центре, сначала самолет частично разберут, а затем на подвеске вертолета Ми-8 доставят до барж, которые пригонят на реку Пясина.

«Затем по воде, со второй волной паводка, до Валька, далее на автотрейлерах до Дудинки, там погрузка на баржу до Красноярска. Уже в Красноярске самолет разместят в ангаре в аэропорту „Черемшанка“ или в Красноярске на авиаплощадке „Кузнецово“ для сборки, ремонта и покраски», — отметили в экспедиционном центре.