Каждый год на дорогах края гибнут сотни людей
Ежегодно на дорогах Красноярского края жертвами ДТП становятся около 7 тысяч человек. Аварийность эксперты связывают с несколькими факторами: ростом числа автомобилей, плохим состоянием дорожной инфраструктуры и некачественной подготовкой будущих водителей в автошколах.
Как говорят циники, один погибший — это трагедия, двое — уже статистика. Так вот, согласно этой самой статистике, на дорогах Красноярского края только за 6 месяцев 2008 года было зафиксировано более 2 тысяч дорожно-транспортных происшествий, 259 человек погибли, порядка 2 тысяч получили различные травмы.
По словам начальника краевого УГИБДД Михаила Черникова, за последние годы все чаще в авариях страдают дети, причем по вине собственных родителей. В большинстве случаев это происходит из-за того, что родители не соблюдают элементарные правила перевозки детей. Хотя сами начали исправно пристегиваться ремнями безопасности. В первую очередь, не желая платить штраф 500 рублей, и уже только во вторую очередь, задумываясь о собственной безопасности.
Аварийный очаг
Основными очагами аварийности в Красноярске Михаил Черников считает улицы Семафорная, 9 Мая, Калинина и проспект Металлургов. Основная проблема, по его мнению, в отсутствии разделителей транспортных потоков, что не может не сказаться на росте числа ДТП.
- Хотелось бы отметить тот факт, что на тех участках, где качественно разделили транспортные потоки, мы наблюдаем снижение аварийности в 7—8 раз. Я думаю, что в следующем году на улице Копылова надлежащим образом будут разделены транспортные потоки, что позволит существенно улучшить ситуацию. «Делиниаторы», которые там установлены на сегодняшний день, недостаточно эффективны, мы были против такого разделения, обращались с официальным письмом на имя мэра города. Мы настаивали на установке ограждений «Нью-Джерси», которые гораздо эффективнее. На участках дорог, где установлены подобные ограждения, количество погибших в ДТП снижается в разы, — отметил Черников.
Однако председатель краевой ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев не считает, что вся проблема кроется в отсутствии разделителей транспортных потоков.
- Магистралей, где они действительно нужны, в Красноярске и пяти не наберется, хотя на некоторых улицах работы по их установке уже ведутся. Они необходимы только на тех трассах, где велика скорость движения транспортных потоков и возможны лобовые столкновения, — говорит Омышев.
Он также считает, что очаги аварийности в Красноярске — традиционны, и «повторяются» они из года в год. В 2007 году таких очагов, по данным Михаила Омышева, было более 80.
- Это улицы Копылова, Курчатова, Вильского, проспект Свободный. Очень много аварий совершается в Советском районе. Дело в том, что эти очаги мы формируем сами себе. К примеру, в центре города отсутствуют парковки, ряды грузовиков и спецтехники создают аварийные ситуации, — считает Омышев.
Кроме того, по мнению Михаила Черникова, существенное количество ДТП совершают молодые и неопытные водители. УГИБДД ведет соответствующую статистику: за последние годы больше всего ДТП совершают водители со стажем менее 3 лет. По словам Михаила Черникова, все дело в ненадлежащем обучении будущих водителей.
- К сожалению, в последние годы качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего. Сегодня некоторые руководители автошкол попросту погнались за деньгами, а качество обучения очень низкое. Неумелые водители создают массу проблем на дороге, их действия влияют на движение всего транспортного потока. Зачастую автошколы перегружены, транспорта там не хватает. Как только проходит слух о том, что цены в автошколах возрастут, — сразу отмечается массовый поток желающих получить права. Я думаю, нам придется принимать в отношении ряда автошкол очень жесткие меры, — отмечает Черников.
Также, по мнению Михаила Черникова, ряд недавних нововведений в законодательстве позволит существенно улучшить ситуацию на дорогах края. И уже позволило: количество аварий и погибших в них граждан снижается. По соответствующей ФЦП в крае ожидается поступление 9 приборов для видеодокументирования. Из них 5, по словам Черникова, будут установлены в стационарном режиме в местах наибольшей аварийности: на Коммунальном мосту, улицах Семафорной, Калинина.
- Как только бланки процессуальные будут у нас на руках, нарушители начнут получать по почте соответствующие постановления. Видеонаблюдение ведется и сейчас, информация вся сохраняется, так что нарушители не останутся безнаказанными. Плохо, что водители ведут себя правильно, потому что наказание ужесточается, а не осознавая, что ситуация на дорогах осложняется из-за большего количества автомобилей, увеличения интенсивности движения. Штрафы могут только подвинуть к изменению сознания, — говорит Черников.
Идем на обгон
Летом, по данным Михаила Черникова, отмечается снижение количества ДТП в краевом центре, а больше всего аварий происходит на южных трассах Красноярского края. Это вполне объяснимо: все больше людей едут на отдых, водители допускают многочисленные нарушения ПДД. Можно констатировать, отмечает Черников, что в южном направлении происходит порядка 90% случаев ДТП со смертельным исходом.
- К очагам аварийности можно отнести Ужурский, Шарыповский, Новоселовский, Балахтинский, Назаровский, Минусинский районы. При авариях здесь наблюдаются самые тяжелые последствия из-за нарушений правил обгона. Этот маневр дает самый большой «скачок» аварийности: водитель пошел на обгон, не справился с машиной, и как результат — лобовое столкновение. Повторюсь: необходимо разделять транспортные потоки. По Емельяновской трассе, где установлены разделительные сооружения, погибших в ДТП просто нет. Пока все заинтересованные службы не будут уделять этому аспекту особое внимание, ситуация не изменится, — говорит Черников.
По мнению Михаила Омышева, главная проблема сегодня в том, что ГИБДД не справляется с «дорожниками». Однако не все в силах надзорного органа.
- Уже долгие годы нет приема и паспортизации дорог, многие не приняты муниципалитетом в эксплуатацию. Ремонт дорог ведется с нарушениями: в Ветлужанке ямы «нарезали» на неделю вперед, а должны только на одну смену, сейчас автолюбители там диски колес квадратными делают. Нет необходимых ограждений, освещения. Этими проблемами должен заниматься муниципалитет, либо специальный орган при муниципалитете, у нас такового нет. А в ГИБДД должны контролировать организацию этой работы и проверять соблюдение правовых актов, — уверен Омышев.
Согласен с ним и председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев ИванСмолин.
- На мой взгляд, сотрудники ГИБДД крайне недостаточно контролируют работу дорожных служб. Согласен, предписаний дорожникам выписывается довольно много, а последствий для них недостаточно. Конечно, просто у ГИБДД не хватает сотрудников для того, чтобы отслеживать ситуацию по всему краю, поэтому краевые власти могли бы выделять бюджетные средства на эти цели. В таком случае деньги, затраченные на реконструкцию и ремонт дорог, приносили бы гораздо больше пользы, — заявил «ВК» Смолин.
Цифры
В 2007 году на дорогах края было зарегистрировано 4429 дорожно-транспортных происшествий, в которых 584 человека погибло и 5517 получили травмы. Количество ДТП по сравнению с 2006 годом возросло на 4,3%. Уровень ущерба, наносимого экономике края аварийностью на автотранспорте, остается чрезвычайно высоким. За 6 месяцев 2008 года сократилось общее количество дорожно-транспортных происшествий (- 6,6%, всего 2115), пострадавших (- 6,5%, 2871) и погибших (259, — 9,1%) в них граждан.
Факты
В настоящее время причины 80% всех ДТП связаны с нарушением Правил дорожного движения водителями. Установлено, что в каждом десятом ДТП водитель находился в состоянии опьянения; каждое пятое происшествие связано с неправильным выбором скорости; каждое третье ДТП — это наезд на пешехода, в том числе почти половина из них по вине людей, попавших под колеса. Ежегодный прирост интенсивности движения составляет 10—15%, в то же время увеличение пропускной способности улиц за этот период не превышает 5%. Эта диспропорция с годами возрастает все больше и приводит к повышению уровня аварийности, ухудшению условий движения, экологической обстановки и транспортным заторам. Кроме того, низкая плотность нарядов ДПС на улицах и дорогах края не позволяет обеспечить эффективный надзор за движением. Ежегодно с учетом 10% прироста транспорта по нормативам необходимо вводить дополнительно не менее 300 единиц ДПС.
Автор Дмитрий Иванов,
фото Марата Винского