«Если женщина включила левый поворот, это еще не значит, что она повернет направо. Она может поехать и прямо…» Подобные высказывания воспринимаются сегодня уже не как шутки, а как аксиомы. Но действительно ли женщины ездят хуже, чем мужчины? Или это очередной придуманный миф, такой же, как про тупую блондинку? Мы попытались разобраться в этом непростом вопросе.
Нетерпимость
Мужчины недолюбливают женщин за рулем — это факт. Они, конечно, допускают, что среди представительниц слабого пола могут быть неплохие водители. Но это скорее исключение, подтверждающее правило, — так думает большинство.
- Основная часть женщин за рулем — это те самые обезьяны с гранатой, — считает Антон Видишев, водитель со стажем. — На днях еду по улице Ленина, недалеко от пересечения с улицей Перенсона, во втором ряду. Справа приближается машина. Я сбрасываю скорость — интуиция подсказывает, что мне угрожает опасность. И она не подводит: водитель включает поворот налево и начинает ломиться на Перенсона, хотя поворачивать там вообще запрещено. Удивление моментально проходит, когда я вижу, что за рулем девушка. Подобных примеров можно привести огромное множество. Женщины не могут быть полноценными участниками движения. Какие такие правила? Да они про них и не слышали! Логика? Я вас умоляю! Для них существует лишь один участок дороги — тот, что впереди. Едут, куда им надо, а по сторонам и не смотрят. Поэтому я сразу могу вычислить на дороге женщину.
Такого же, не очень лестного, мнения придерживается Анатолий Вавилов, инспектор МРЭО ГИБДД, который уже много лет принимает экзамены в красноярских автошколах.
- Среди женщин есть талантливые водители, но сажать за руль можно максимум десять процентов, — утверждает инспектор. — Они же не видят ничего дальше своего капота. Пристроится за троллейбусом — и едет за ним. Обогнать не судьба. То поворот не выключит, то на второй скорости тащится, движению мешает. Светофор встретится — глаза больше пятачков. Я уже не говорю про регулировщика. Просто по ногам поедет, лишь бы его не видеть. Я считаю, что не женское это дело — машину водить. Пусть лучше дома сидят, детей воспитывают.
Мнение
Женщины-водители, конечно, с такими высказываниями категорически не согласны. Более того, они не понимают, чем заслужили такое пренебрежительное отношение.
- Летом меня остановили гаишники, — рассказывает Светлана Казарян, севшая за руль в начале этого года. — Я не удосужилась заменить зимние шины на летние. Знаете, какой первый вопрос мне задали? Училась ли я на права! Меня это просто убило. На дороге мужчины ведут себя по-разному: одни уступают (хотя, может быть, они это делают, чтобы я не напрягала их своим присутствием), другие — ведут себя как дети. Однажды я быстро тронулась от светофора. Вдруг слышу, что сбоку сигналят. Поворачиваюсь — джип. Водитель машет руками, чуть не свистит. Я не могу понять, что он от меня хочет. Сначала подумала, с машиной что-то случилось, колесо, может, спустило. А потом оказалось — он просто обиделся, что я его обошла. На следующем светофоре он меня перегнал, довольный собой. Что касается неприятных ситуаций на дороге, то, мне кажется, женщины попадают в них по вине мужчин, которые хотят ее обогнать, превышают скорость и так далее. Мужчины вообще всегда куда-то торопятся, и это отражается на их вождении. Очень часто бывает, едешь с нормальной скоростью, тебя обгоняет мужчина. Потом он еще кого-то обогнал, перестроился. А в итоге все стоим на одном и том же светофоре. То есть я постепенно туда дочапала, а он — совершив множество маневров. И чего, спрашивается, выкаблучивался?
Эксперты
Сотрудники ГИБДД говорят, что женщины чаще попадают в мелкие ДТП: неудачно рассчитала траекторию поворота и немного задела другую машину, сдавала назад и повредила бампер, проморгала зажегшиеся стоп-сигналы вперед идущего транспорта и ударила ему «в корму».
- Женщины часто совершают нелепые ошибки, — говорит Ксения Смолосус, инспектор по пропаганде полка ДПС ГИБДД УВД по городу Красноярску. — Например, мужчина выезжает на встречную полосу, потому что он куда-то опаздывает, а женщина может просто не заметить знака. Еще женщины отличаются нерешительностью и неспособностью маневрировать. Это раздражает других водителей.
- Вообще женщина за рулем — это хорошо, — считает Нина Шлякова, начальник отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий ГСУ при УВД по Красноярскому краю. — Сегодня женщина должна успеть и ребенка в школу отвезти, и на работу вовремя приехать. Но я посоветовала бы женщинам быть более внимательными. Особенно если еще нет достаточного опыта вождения. Машину начинаешь чувствовать со временем. Не случайно в серьезные аварии попадают женщины, у которых маленький стаж вождения.
Аварии
Бьются и мужчины, и женщины. Пусть у вторых это происходит несколько реже, но все-таки тоже случается. Работники ГАИ никак не могут забыть происшествие, случившееся в мае этого года. Молодая женщина ехала по объездной дороге на Бадалык. В машине находились ее мать, грудной ребенок, тетя и племянницы. Женщина отвлеклась на ребенка, который находился на заднем сиденье, и потеряла управление. Рядом оказался КамАЗ. В итоге — четыре трупа. Выжили только сама водитель и ее малыш. Женщину наказали нестрого — приговорили к лишению свободы сроком на три года. Но невозможно представить, что может чувствовать человек, который по неосторожности убил самых родных людей…
Нередки ситуации, когда женщина едет строго по правилам и считает, что больше от нее ничего не требуется. А это тоже приводит к авариям. Дорога около торгового комплекса «Форд». Женщина едет на небольшой скорости и видит мужчину. Он машет руками и ведет себя не вполне адекватно. Женщина возмущается тем, что «пьяный, грязный мужик лезет на дорогу», но не предпринимает никаких действий. Она едет прямо на человека, и мужчина попадает под колеса автомобиля. Кроме того, женщина считает, что права! Конечно, давить их всех надо, а то совсем обнаглели…
Еще один подобный случай. Трасса в Рыбинском районе. Женщина едет по главной дороге и наблюдает, как с второстепенной дороги выезжает автобус. Но она не снижает скорость и не останавливается. Зачем? Она же имеет приоритет, поэтому ей должны уступить! В итоге происходит столкновение с автобусом, в котором, между прочим, находятся дети.
- Женщина руководствуется своими амбициями: я права, значит, я еду, — рассуждает Нина Шлякова. — Но я всегда в таких случаях говорю: а если водителю на второстепенной дороге вдруг стало плохо и автомобиль неуправляемый? Надо ведь быть ко всему готовым.
Парадокс
Несмотря на то что женщины постоянно обижаются на мужчин-водителей, двигаться в потоке они все же предпочитают рядом с ними.
- Вежливых водителей-мужчин больше, чем женщин, — считает Светлана Казарян. — Если едешь в пробке и тебе нужно из полосы переехать в полосу, мужчины уступают чаще, чем женщины. Женщина едет и едет, как будто не замечает, что ты ей подмигиваешь. Каждый день с этим сталкиваюсь.
Олеся Паршина