Жизнь без связи
Когда речь заходит про деревни и сёла, где до сих пор нет сотовой связи, перед глазами встает картина полной разрухи и покосившихся бесхозных домов. Преображенка совсем не такая. В этом селе Ачинского района Красноярского края отличная школа на сто с лишним учеников, двухэтажный детский сад, добротные дома, ухоженные дворики и асфальтированные дороги. Сразу и не подумаешь, что сотовая связь и мобильный интернет пришли сюда только в 2020 году. Особенно, если учесть тот факт, что находится Преображенка всего в паре часов езды от Красноярска и в считанных километрах от Ачинска.
«Нельзя сказать, что мы тут жили совсем без связи. Сотовые телефоны у людей есть, но раньше, чтобы совершить звонок, нужно было куда-то бежать или ехать, пока не появится сигнал. Это была настоящая проблема. Нередки были случаи, когда бабушки и дедушки не могли вызвать себе „скорую“», — рассказывает глава села Преображенка Константин Котегов.
Жители всё же приспособились к отсутствию связи. В крайних случаях выручал таксофон, с которого звонить на мобильные можно даже бесплатно. С него же вызывали экстренные службы. Вдобавок местные отлично знают места, где нет-нет да и появляется сигнал какого-нибудь из операторов. Один из таких переговорных пунктов — перекресток у здания сельсовета. Люди с телефонами здесь появлялись постоянно. Если звонок срочный, разговаривали даже под дождем. А что поделать?
Само здание сельсовета — это точка притяжения всей местной молодежи. Каждый вечер компании собирались на крылечке, чтобы подключиться к Wi-Fi. Иногда подростки перекочевывали в березовую рощу у детского сада или кучковались у других учреждений, в чьем распоряжении имелся роутер. Как ребята добывали пароли, известно только им самим, но иного выбора у любознательной молодежи не было. Установить роутер дома в Преображенке хоть и можно, но стоит это больших денег.
Единственный здешний провайдер просит за подключение домашнего кабельного интернета 15 тысяч рублей.
«Конечно, для наших людей, большинство из которых работают в Ачинске на рабочих специальностях, это очень большие деньги. Но компаниям неинтересно заходить на такие малочисленные территории, поэтому других вариантов не было», — добавляет Константин Котегов.
Первая вышка на селе
Несмотря на то, что жители Преображенки научились выходить из своего положения, окончательно мириться с отсутствием связи сельчане и не думали. О необходимости поставить вышку говорили постоянно. И в итоге решение нашлось.
«У нас в Преображенке не терял актуальность анекдот про СМСку, которая отправляется только когда телефон вверх подкидываешь. Но мы хоть и смеялись, но всегда понимали, что не дело ради звонка на лестницу залезать или по всему селу бегать. Стали искать варианты решения и вышли на государственную программу Красноярского края „Развитие информационного общества“. Недолго думая, подали документы и выиграли вышку», — рассказывает глава села.
Принять участие в госпрограмме «Развитие информационного общества» могут все муниципальные образования края, где есть населенные пункты, не обеспеченные услугами сотовой связи. Численность жителей такого поселения не должна превышать 1000 человек. Также деревни и поселки должны иметь коммерческие предложения на предоставление услуг связи от операторов.
В Преображенку с вышкой в рамках этой программы зашла компания МегаФон. Оператор установил базовую станцию минувшим летом, после чего мобильный интернет 4G со скоростями до 100 Мбит/с и голосовая связь впервые стали доступны в любых точках села.
В село пришла современная жизнь
«Раньше мы постоянно были в поисках связи, а сейчас сигнал отлично ловит. Как только сим-карты стали продавать, мы сразу купили их на всю семью и теперь не знаем таких проблем, как прежде, — рассказывает жительница Преображенки Ольга Пендюр. — Главное, что ребенок у меня на „дистанционке“ может заходить и спокойно всё скачивать. Я и сама захожу, смотрю, какие задания ему задали на сегодня. Видео, игры — это всё тоже теперь у него есть. Но не могу сказать, что наши дети стали всё своё время проводить в телефонах. Они здесь свободолюбивые и привыкшие много бывать на улице».
Представители старшего поколения, уставшие жить без возможности позвонить близким, ждали вышку в Преображенке не меньше, чем молодежь.
«Мы давно просили и даже настаивали, чтобы нам что-то сделали со связью, а сейчас вот наконец осваиваем технологии. Всё чаще начинаем созваниваться, а кто-то из людей старшего возраста пытается разобраться с мессенджерами. Но пока мы еще даже не осознали всех возможностей, которые у нас теперь есть. Я и сама себя „чайником“ ощущаю. Вот чат у нас появился, и пишут туда все кому не лень. Муж откроет и спрашивает: „Это что за Миша, что за Федя тебе тут пишут?“. А я сама знать не знаю, кто это. Смеемся с ним, а в итоге идешь детей донимаешь, чтобы помогли разобраться, как всё устроено», — поделилась сельчанка Ирина Величко.
Связь на территории села не только помогает наладить общение. С ней стало удобнее и проще. Теперь жителям не надо идти пешком в коммунальное хозяйство, чтобы передать показания счетчиков — для этого достаточно одного звонка. А в местном продуктовом павильоне наконец-то нормально заработал терминал для оплаты покупок банковскими картами.
«У нас многие жители предпочитают расплачиваться картами, и вот мы раньше с этим терминалом по всему павильону из угла в угол бегали, чтобы сигнал прошел. Покупателям приходилось ждать, а иногда так и не удавалось провести оплату. Сейчас терминал на одном месте стоит и прекрасно работает. Разумеется, что это гораздо удобнее и проще, чем было раньше», — поделилась продавец Александра Богатырева.
Особенно наличие связи и мобильного интернета облегчило жизнь школьникам, вынужденным обучаться в дистанционном режиме. Не меньше рады возможности всегда быть на связи и в курсе событий родители и учителя.
«У нас в школе проведен кабельный интернет, но без сотовой связи мы не могли подключить тревожную кнопку для вызова вневедомственной охраны. С появлением вышки эта проблема, наконец, решилась. Да и раньше как было: на первом этаже один оператор немного ловит, на втором — уже другой. Ужаснейшая была связь. Ни до учителей, ни до родителей не дозвониться. И представляете, как здорово, что теперь связь есть в любом уголке. Сейчас работаем спокойно, если есть вопрос — просто позвонил, а если ребенок болеет, то отправляешь задание, и никаких проблем. Не сравнить с тем, что было раньше. С дистанционным обучением, надеемся, тоже теперь будет лучше. Раньше зайдешь на платформу, а там один тебя не слышит, трое подключиться не могут. Больше такого не будет, поэтому хочется сказать спасибо за эту вышку. Благодаря ей на селе началась современная жизнь», — говорит директор Преображенской средней школы Наталья Калмыкова.
Круглосуточно на связи теперь и специалисты местного фельдшерско-акушерского пункта. В период пандемии они, как и многие медики, работают с двойной отдачей. Ежедневные поездки с анализами в ЦРБ — это только малая часть врачебной работы, но уже она требует того, чтобы всегда быть в зоне доступа. Да и сложно себе представить, как бы люди справлялись с такой угрозой, какой сегодня является коронавирус, без самых основных средств связи. Благодаря наличию базовой станции для Преображенки этот вопрос остается в прошлом.
Связь идет по краю
По госпрограмме «Развитие информационного общества» один только МегаФон в этом году обеспечил сотовой связью три села в Красноярском крае. Помимо Преображенки, это село Разъезжее Ермаковского района и Шунеры Шушенского района. Там точно так же не было никакой мобильной сети, а численность населения не превышает 800 человек.
По подсчетам оператора, теперь за неделю жители этих деревень используют в среднем около 2,7 Тб трафика, которых хватит на просмотр более 300 фильмов в FullHD-качестве, и говорят по телефону более 700 часов.
«Для нас очень важно, чтобы все жители Красноярского края могли пользоваться качественной сотовой связью и самым быстрым интернетом вне зависимости от того, где они живут. Поэтому МегаФон активно участвует в государственных программах по цифровизации, а кроме того мы активно строим базовые станции в малых населенных пунктах в рамках собственных инвестиционных программ. Только за первые 6 месяцев 2020 года наши инженеры впервые запустили связь 4G в 74 селах края, причем часть из них — совсем маленькие деревни с населением меньше ста человек», — комментирует директор Красноярского отделения МегаФона Виталий Молотков.
В министерстве цифрового развития края нам рассказали, что всего с 2017 года благодаря госпрограмме сотовой связью обеспечены уже около 40 000 жителей из 94 деревень и сёл. Подробный механизм участия прописывается в порядке предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований края.
Срок госпрограммы на данный момент продлён еще на два года. За это время тысячи людей в Красноярском крае получат доступ к современным средствам связи. Хочется верить, что «белых пятен», где до сих пор нет мобильной сети, в скором будущем не останется совсем.
Кристина Иванова специально для Newslab
фотографии Алины Ковригиной