Открывая заседание, глава рабочей группы губернатор Кузбасса Сергей Цивилев привел шокирующие цифры, видимо, чтобы держать участников в тонусе. По его данным, износ котельных в среднем по России больше 55 % (это значит, что их оборудование выработало нормативный срок), износ сетей — больше 63 %, а в некоторых регионах, которые глава Кемеровской области не назвал «поименно», и до 90 %. «Потери в теплосетях превышают все разумные пределы!» — практически прокричал губернатор.
Тепло — это не только качество жизни
Для Сибири надежность теплоснабжения — залог выживания, поэтому обновлять инфраструктуру необходимо значительно быстрее: темпы перекладки сетей необходимо увеличить в 3-4 раза. «По оценке Минэнерго России, необходимо вложить более 2,5 триллионов рублей, — сказал Цивилев. — В то же время отрасль тарифорегулируемая, и есть требования по ограничению роста тарифов. Провести модернизацию основных фондов только за счет средств бюджета тоже невозможно».
Но выход все же имеется — это метод альтернативной котельной, который заключается в следующем: тариф рассчитывается по принципу «сколько бы заплатил потребитель, если бы строил собственный теплоисточник», фиксируется на несколько лет, также на продолжительный срок рассчитывается и коэффициент его увеличения. Коэффициент привязывают к инфляции — как предпочитают выражаться в правительстве, индексу потребительских цен. В Кемеровской области пока только один муниципалитет — город Прокопьевск — перешел на новый принцип тарифного регулирования, и, судя по тону губернатора, результатов он ждет впечатляющих. Хотя на данный момент всего 13 муниципалитетов в России решились на такой эксперимент. По мнению Цивилева, это крайне мало.
После столь энергичного погружения в актуальность проблемы от недавно назначенного министра энергетики Николая Шульгинова (он сменил на этом посту Александра Новака) можно было ожидать любой реакции. Министр однако не стал ни посыпать голову пеплом за такие скромные результаты, ни обещать золотых гор тем, кто еще не решился на новую тарифную политику.
«На данный момент по тем 13 городам, которые уже перешли на этот метод, утвержденные инвестиции составили 92 миллиарда рублей. По восьми городам, которые заявились на переход и находятся сейчас на рассмотрении, ожидаемый объем инвестиций — 60 миллиардов рублей. Суммарно в ценовые зоны (муниципалитеты, перешедшие на метод альткотельной — прим.ред.) будет привлечено более 152 миллиардов рублей. Это 6 % от необходимых инвестиций для приведения теплоснабжения РФ в надлежащее состояние», — сообщил Николай Шульгинов.
Министр согласился с тем, что сейчас системе теплоснабжения остро не хватает 2,5 трлн рублей и отметил, что такой объем инвестиций может быть достигнут только если на новый принцип будут переходить по 40 городов в год. В этом случае за 5-7 лет удастся решить задачу высокого износа сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей. «В ближайшее время ждем документы по городам Дальневосточного федерального округа», — многозначительно отметил министр.
Затем метод альткотельной хвалил замглавы Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев. «Наши ожидания начинают оправдываться», — отметил он. Королев напомнил, что тариф, рассчитанный по методу альткотельной для какого-либо муниципалитета, является предельным, то есть, теплоснабжающая организация не может установить тариф выше, а вот ниже — сколько угодно. Что так или иначе этот метод защищает потребителя от резкого роста тарифа и что максимальный индекс корректировки — индекс потребительских цен плюс 3,5 %. Выше — до 4,1 % — было только в Рубцовске, напомнил он, но этот шаг был оправдан, результаты налицо.
Чему рады регионы?
О результатах рассказал зампред правительства Алтайского края Александр Климин. О проблемах Рубцовска в последние три года говорили часто и много: в городе с населением в 145 тысяч человек было два теплоисточника и две изолированные теплосистемы. При этом главная городская котельная в какой-то момент достигла катастрофических показателей износа — 100 %, и фактически каждый отопительный сезон напоминал спасательную операцию: правительство края спешно докупало уголь, финансировало какие-то экстренные и крупные ремонты... По данным Климина, с 2012 по 2015 год регион потратил на эти цели 570 млн рублей.
Кризис в Рубцовске совпал с началом введения метода альтернативной котельной, и переход на новый принцип тарификации потребовал согласия всех сторон: и энергокомпании, и муниципалитета, и региона, и федерального минэнерго. Рубцовску и Алтайскому краю очевидно терять было нечего, а энергетикам требовалось доказать действием, что метод работает. В результате «Сибирская генерирующая компания» вложила 2 млрд рублей в перекладку теплосетей, строительство перемычек в них, а также в модернизацию Южной котельной, которая стала основным источником тепла в городе.
«На новой системе теплоснабжения без нареканий прошли уже три года, средства краевого бюджета на подготовку к осенне-зимнему периоду не выделяются, рост тарифа на тепловую энергию для населения будет в ближайшие десять лет только на индекс потребительских цен. В результате увеличенных темпов перекладки сетей в четыре раза сократилось количество потребителей, попадавших под отключения тепла», — отчитался Климин.
В 2020 году на метод альткотельной перешел Барнаул, где сети изношены на 60 %, а теплопункты — на все 100 %. До перехода в городе перекладывался 1 % сетей, сейчас темпы работ выросли в три раза.
Оценив полученный опыт, регион подал заявку на отнесение к ценовой зоне Бийска, где изношены 80 % сетей, а основные источники теплоснабжения — малые котельные, что добавляет еще и экологических проблем. Если заявку одобрят, то город обновит коммунальную инфраструктуру, повысит эффективность и экологичность теплоисточников, кроме того, для 16 тысяч потребителей тариф на тепло снизится.
Затем прозвучал доклад главы правительства Красноярского края Юрия Лапшина. Пока в регионе эффект от перехода на метод альткотельной лучше всего замечен в Канске: теперь в городе не несколько тарифов с троекратным «разбегом» — от 1600 до 4500 рублей, а одна ЕТО и единый для всех тариф: 1820 рублей за гигакакалорию тепла. В ближайшие 10 лет в городе заместят неэффективные котельные и модернизируют сети.
Летом 2020 года на альткотельную перешел и Красноярск — первый город-миллионник, решившийся на эксперимент. Вместе с модернизацией ТЭЦ вложения в развитие системы теплоснабжения столицы края составят рекордные 50 млрд рублей.
«Это абсолютно подготовленный, взвешенный процесс, два года прорабатывались решения, — отметил Лапшин. — Опыт реализации ценовой зоны мы считаем положительным, можем рекомендовать его другим регионам».
Чему не рады теплоэнергетики?
Выступления представителей других регионов, где реализуется альтернативная котельная, были не менее оптимистичными. Однако выяснилось, что метод не совсем устраивает теплоснабжающие организации. Как рассказал генеральный директор СГК Степан Солженицын, по мере реализации метода выяснилось и несовершенство расчета.
Например, в качестве альтернативы заложено строительство станционарной котельной на 10 Гкал/час, однако практика показывает, что в реальности потребители ставят блочно-модульные котельные на 7 «гигов». Это важно, поскольку тариф альткотельной будет выше реальных показателей. Есть нюансы, касающиеся оценки плотности застройки и этажности. Скажем, для городов с численностью населения меньше 50 тысяч жителей не характерны девятиэтажки, а в крупных городах не редкость и 18-этажное жилье. Все эти параметры влияют на тариф.
«Это не просто техническая поправка в методику, это обновления, которые требуются, чтобы централизованное теплоснабжение всегда было лучше, чем автономное, и наша цена всегда заведомо ниже. Мы следим за тем, чтобы всегда давать потребителю предложение лучше, чем то, которое он мог бы получить как-то отдельно. Вот в этом, наверное, главный смысл всей этой концепции», — отметил Степан Солженицын.
Председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина, топ-менеджер «Интер РАО» отметила, что во многих регионах тариф альткотельной близок к реальному тарифу, поэтому для них неочевидна выгода такого решения, но высоки риски. Кроме того процедура перехода довольно сложна, и небольшим муниципалитетам тяжело ее пройти. Ну и есть вопросы к методике, которая явно не соответствует потребностям малых городов.
Еще более жестко выступил первый заместитель «Газпром энергохолдинга» Павел Шацкий. По его мнению, из методики выпадают регионы, где износ основных фондов слишком высок, а тариф альтернативной котельной при расчете оказывается существенно ниже текущего тарифа. Это не стимулирует ЕТО переходить на новую тарифную методику — у нее просто нет для этого ресурса.
«Модель расчета дала сильный перекос в инфраструктурной составляющей, — отметил Павел Шацкий. — Если мы сравним модельный расчет и реальный, то сходимость будет на уровне 15-15 %. То есть, до 75 % затрат, которые мы несем, в принципе не учитываются моделью и покрываются каким-то другими вещами». Кроме того, методика, по его мнению, слабо отражает реалии крупных городов. Поэтому необходимо оставить энергокомпаниям как можно больше альтернативных вариантов привлечения инвестиций.
Представитель Минэкономразвития Петр Бобылев, однако, отметил, что метод альткотельной эффективен хотя бы тем, что с его введением в отрасль традиционно непривлекательную для инвесторов наконец пошли деньги. А значит, нет необходимости придумать новые эксперименты, но можно работать над совершенствованием модели расчетов.
Итоги дискуссии подвел новый министр энергетики России Николай Шульгинов. Он попросил руководителей регионов изучить опыт внедрения альткотельной и к 1 марта 2021 года предоставить в министерство свои предложения по переходу. В свою очередь он пообещал пересмотреть методику расчета и отдельно обратить внимание на города присутствия газового гиганта, в частности, Омск, для которого вопрос качества теплоснабжения очевидно важен.
Наталья Кобец, фото: sibgenco.online