Кто такой социальный предприниматель?
Понятие «социальное предпринимательство» объединяет бизнес, который участвует в реализации социальных, культурных или экологических проектов. «Норникель» уже не один год поддерживает предпринимателей и активных горожан, которые создают такие проекты и тем самым помогают повышать качество жизни в Норильске, Дудинке, Мончегорске и других северных территориях.
Развитие социального предпринимательства — это одно из направлений благотворительной программы «Норникеля» «Мир новых возможностей». Частью этой работы является и прошедший слет, который мотивирует предпринимателей на новые дела, помогает искать ответы на насущные вопросы, выстраивать общение с экспертами и находить бизнес-партнеров.
Кризис — время возможностей
В этом году главной темой слета стала сложившаяся непростая ситуация и возможные пути выхода из нее. Участники обсуждали и узнавали, как можно использовать кризис себе во благо.
«Этот год стал настоящим испытанием для бизнес-сообщества, поэтому в компании „Норникель“ был разработан ряд мер для поддержки предпринимателей из северных регионов. Но любой кризис — это возможность сделать бизнес устойчивее, увеличить его прибыльность», — комментировал директор департамента социальной политики компании «Норникель» Игорь Сухотин.
Кризис и пандемия открыли новые возможности и для самого слета. В этом году он проходил онлайн, и впервые в нем участвовали представители более чем 30 городов страны, а общее количество участников составило рекордные 400 человек.
Благодаря онлайн-формату расширился и список экспертов. Одним из первых выступающих стал управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про» (Санкт-Петербург), консультант по стратегическому развитию Сергей Макшанов. Он начал разговор о том, как малому бизнесу выживать в современном мире, и поделился практическими советами: «Экстраординарное время требует экстраординарных действий. Сейчас наблюдается динамика в онлайн-торговле. Не важно, какой масштаб вашего бизнеса — необходимо пользоваться маркет-плейсом».
Другой совет эксперта — более гибко подходить к поиску решений. Владелец кафе «Берлога» из северного поселка Никель поинтересовалась, как поддержать бизнес, когда некоторые заказчики расторгли договоры. На это Сергей Макшанов порекомендовал начать делать полуфабрикаты для продажи в розницу: блины с мясом, вареники, пельмени и прочее, чтобы поставлять их в сетевые магазины или розничные точки.
Другой спикер слета — эксперт Егор Кудаков рассказал о тонкостях перевода социальных проектов из офлайна в онлайн: кому стоит это пробовать, как подготовить команду и какие мифы об этом существуют.
«Основной вопрос, который мы себе задаем: всё ли возможно перевести в онлайн? И чем дальше мы с этим живем, тем чаще убеждаемся, что всё. Только задумайтесь, что каждый год происходит удвоение мощностей видеопроцессоров. Это означает, что лет через 5 их мощность будет такая, что вы практически не сможете отличить картинку в виртуальной среде от картинки в живом мире. Это я не к тому, что мы все попадем в матрицу, а к тому, что у предпринимателей должно быть понимание, что бизнес в любом случае окажется в онлайн-реальности. Поэтому осваивать те же соцсети, которые являются стрим-сервисом, все равно придется. Какой канал продвижения подойдет для вашего бизнеса — зависит от целевой аудитории и задач, но без этого прогресса не будет», — сказал Егор Кудаков.
Взлетная полоса вместо черной
Если для кого-то пандемия и кризис стали черной полосой, то для спикеров слета соцпредпрнимателей — взлетной. Перед участниками выступили те, кто смог открыть бизнес в 2020 году.
«В Печенгском районе дети не избалованы детскими центрами, поэтому мы ворвались мощно в тот момент, когда пик пандемии немного спал и некоторые ограничения были сняты. Люди с удовольствием отдыхали у нас. При этом коллектив центра в любой момент готов перейти в онлайн-формат и организовывать праздники в удаленном режиме», — рассказала директор Центра семейного досуга «Аврора» города Заполярный Юлия Мишкина.
Чемпионат коронавирусных кейсов
Закрепить полученные знания на практике участники смогли во время чемпионата коронавирусных кейсов. Предприниматели, воодушевленные примерами коллег, разбились на команды. Далее им предстояло вывести из кризиса три реально существующих бизнеса: детский развивающий центр, загородный комплекс с туристическими услугами и соляную комнату. Победителей чемпионата ждал приз — консультация бизнес-тренера и самого известного хедхантера в России Владимира Якубы.
После мозгового штурма участники предложили множество идей. Например, в загородном комплексе было предложено устраивать пятидневное реалити-шоу для взрослых по типу передачи «Последний герой» с видеочатами. А детскому центру в качестве рекламы предложили устроить презентацию каждой семьи-участника с разбором их досуга на карантине.
Вместе мы — сила!
В завершающий день слета прошел круглый стол «Синергия и коллаборация», где участники обсудили, зачем и как объединяться бизнесу, ведь в период пандемии переход от конкуренции к сотрудничеству стал тенденцией. После предприниматели обсудили конкретные примеры успешной коллаборации в северных городах. Одновременно с этим участники узнали про то, как бизнес может объединяться и развиваться с помощью ресурсных организаций на территориях. Например, на севере Красноярского края такая организация — это Агентство развития Норильска.
«В агентстве существует пять направлений деятельности. Каждое из них в каких-либо проектах взаимодействует с бизнесом. Основное такое направление — „Развитие бизнес-среды“, которое способствует формированию благоприятных условий для предпринимателей. Мы сопровождаем предпринимателя от начала его пути до открытия бизнеса. Наше взаимодействие начинается в процессе консультаций. Когда уже предприниматель определяет свое направление деятельности, мы его знакомим с сообществами. Мы также обязательно организуем обучение, тренинги. И здесь уже происходит взаимодействие предпринимателей. На нашей площадке они начинают коммуникацию, и в этом уже заключается начало партнерства», — рассказала специалист направления «Развитие бизнес-среды» Агентства развития Норильска Оксана Бруяка.
Свежие идеи юных гениев
Во время слета предприниматели также познакомились с юными инженерами Лиги изобретателей IMAKE. Ребята презентовали потенциальным инвесторам свои гениальные изобретения. Например, школьники из Читы Андрей Андрейчук и Александр Пермяков рассказали о своём прототипе NG Belt — системе безопасности для шахтеров и спасателей. Не менее интересные идеи предложили юные изобретатели из Норильска. Елизавета Хилик представила интерактивный тренажер для глаз, а Матвей Максимов — ЭкоШринкер. Еще одна участница презентации — 11-летняя мончегорка София Пацкун — рассказала об обучающем тренажере по шрифту Брайля для слепых и слабовидящих.
После участники слета голосовали за понравившееся изобретение. Каждая идея нашла своих поклонников, но все же больше всего симпатий получила «Перчатка спокойствия», помогающая снизить стресс. Этот проект разработали школьницы из Читы Алена Белимова и Екатерина Черная.
Удивительный Норильск
Несмотря на онлайн-режим, у слета в этом году, как и всегда, была главная площадка. В этот раз ей стал город Норильск, поэтому предпринимателей ждала онлайн-экскурсия по заполярному городу. И это довольно символично, ведь именно с Норильска в 2017 году началась череда слетов, а сейчас этот город снова принимает событие, но уже в новом его формате.
Но каким бы ни был формат, сколько бы участников не объединил слет, его пользу для социального бизнеса сложно переоценить.
«Понятно, что слет вживую — это больше эмоций от рукопожатий и встреч, но, тем не менее, то что я увидел мне точно понравилось. Понравилась энергетика участников, их желание не опускать руки, а двигаться дальше. И, конечно, спасибо большое спикерам. Слет онлайн — это возможность привлечь таких экспертов, которые, может, и не всегда бы доехали до Норильска, а вот сегодня все с нами и делились очень интересными и правильными подходами. Благодаря им слет — это много полезной информации, ценные знания и опыт», — подвел итоги директор департамента социальной политики компании «Норникель» Игорь Сухотин.
Теперь остается ждать следующего года, и не исключено, что на юбилейном, уже пятом по счете слете, бизнес-успехами будут делиться те, кто сегодня были пока только слушателями.
Newslab.ru, фотографии предоставлены пресс-службой компании «Норникель»