Упор на динамику изменений
Исследования, начатые в прошлом году, в этот раз продолжают ученые из 11 институтов Норильска, Якутска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Томска и Барнаула. Руководит полевыми работами экспедиции директор научно-исследовательского центра «Экология» СО РАН Николай Юркевич. По его словам, между институтами наладилось хорошее взаимодействие, сбор проб проходит эффективно. Круг работ в этом году шире, и впервые в Норильский промышленный район приехали гидрологи. Также в составе БНЭ-2 почвоведы, биологи, зоологи и мерзлотоведы.
«Во многом задачи первой и второй экспедиций очень похожи, но в этот раз особенность в том, что сделан упор на динамику изменения загрязнения и изучение фоновых показателей. Если в прошлом году мы работали в конце лета несколькими отрядами в одно и то же время, то в этом году у нас всё спланировано заранее, и можно разбить работу на этапы. Первый отряд гидрохимиков и гидрологов уже закончил работу на водоемах. Ему важно было взять пробы воды на загрязнение нефтепродуктами во время половодья», — рассказал Юркевич.
Ученые работают сразу на нескольких водных объектах на территории, прилегающей к ТЭЦ-3. Это ручей Безымянный, реки Далдыкан и Амбарная, а также озеро Пясино. Оценку их состояния обещают дать уже осенью. Основное, что волнует ученых, — это риск вторичного загрязнения.
«Когда случился разлив дизельного топлива, боновые заграждения задерживали текущую по поверхности воды солярку на высокой воде. Когда вода спала, то остатки топлива могли опуститься на почву в поймах рек. Солярка может находиться где-то в пойменной части, на расстоянии 50-100 м от русла. Загрязненный грунт компания вывозила, но понятно, что очистка почвы всей площади пойм невозможна. Зимой солярку засыпало снегом, она вмерзла. Мы опасаемся, что в этом году, когда вода опять поднялась и заняла поймы, она отогреет почву и есть вероятность, что часть топлива опять сможет всплыть. Если это случится, то мы это заметим», — поясняет руководитель полевых работ.
Ситуация лучше, чем год назад
Пока полученные на водоемах пробы обрабатываются в лаборатории, исследователи раз в три дня оценивают данные со станций мониторинга чистоты воды на реке Амбарной. Углеводороды в воде не обнаружены. Да и в целом состояние природы, по сравнению с прошлым годом, заметно улучшилось, констатируют ученые.
«В том году мы видели грунт, насыщенный соляркой. Теперь он весь вывезен. По количеству растительности сказать сложно, так как пока еще много где лежит снег. О скорости восстановления растительности нам смогут рассказать следующие отряды ученых», — добавляет Николай Юркевич.
Всего экспедиция разбита на три этапа. Поскольку в этом году «Норникелем» запланирована рекультивация земель на месте розлива, то первый этап прошел до нее, а второй и третий — состоятся уже после. Соответственно, ученые также дадут оценку мер, предпринятых компанией. Когда именно начнется рекультивация, зависит от паводковой обстановки, но ориентировочно — ближе к концу июля.
Значительный шаг вперед
Итогом Большой норильской экспедиции-2 станет обширная база научных материалов, в том числе цифровая модель рельефа, ГИС-проект, работы по спектральному анализу. Как и в прошлом году, результаты экспедиции предоставят общественности.
Еще один итог проводимых исследований в том, что сегодня всё больше промышленных компаний, ответственных структур уделяют внимание состоянию природы. Созданный в прошлом году научно-исследовательский центр «Экология» СО РАН сегодня работает не только в промзоне «Норникеля», но и на других проектах.
«Так, по заказу „Сибура“ мы принимали участие в оценке последствий утечки на подводном трубопроводе на Оби, когда река горела. Еще ряд заказчиков заинтересован в нашей работе, договоры уже подписаны. Очень показательно, что такая работа сегодня ведётся. Само по себе это очень большой шаг вперед. Работы такого плана давно назревали. Ученые ведь даже не имели доступа ко многим объектам», — говорит директор НИЦ «Экология».
А что касается развития Большой норильской экспедиции, то круг задач на ближайшие годы очень широкий: это и вопросы по таянию многолетней мерзлоты, и по биоразнообразию, и по коренным малочисленным народам Севера. Решением таких задач нужно заниматься систематически для создания научной базы, прогнозного моделирования и принятия управленческих решений по разработке новых месторождений и строительству.
«У нас с „Норникелем“ сегодня есть понимание, что такие работы нельзя выполнить за год-два, они должны стать постоянными. Хочется надеяться, что так оно и будет», — заключил Юркевич.
Фото: пресс-служба «Норникеля»