Главная
>
Статьи
>
Общество
>
От неуклюжих «гармошек» до продвинутых «Львят»: история и будущее красноярского электротранспорта

От неуклюжих «гармошек» до продвинутых «Львят»: история и будущее красноярского электротранспорта

29.09.2021
29
Троллейбус ранним утром, перед выездом на маршрут в Красноярске. 2021 г.

На работу и на стадион

О том, как менялся городской электротранспорт на протяжении лет, нам рассказала Нина Михалева, председатель профсоюзного комитета муниципального предприятия «Гортранс». В 1967 году она приехала в Красноярск как молодой специалист. Начинала карьеру с ремонта трамвайных путей, а впоследствии была начальником службы пути красноярского «Горэлектротранса».

Первый трамвай на правом берегу
Фото: паблик ВК «Исторический Красноярск», vk.com/historickrasnoyarsk

Первые городские трамваи пошли по Красноярску 1 мая 1958 года. Для них было построено депо на 25 вагонов и диспетчерский павильон на конечной остановке «КрасТЭЦ». На старых фото можно увидеть, насколько первый электротранспорт был популярен!

«Понятно, что людям нужно было ездить на работу — например, на „Красмаш“. Когда на стадионе „Енисей“ шли хоккейные матчи, горком партии и вовсе давал команду, сколько трамваев должны ждать болельщиков, чтобы их всех отвезти на стадион... Но люди всё равно набивались, и даже забирались на крышу. Однако это очень опасно — там и резисторы, и контактный провод с напряжением в 600 вольт», — рассказывает Нина Михалева.

У трамваев тех лет был серьезный недостаток, из-за которого они могли сойти с рельсов. Дело в том, что спереди и сзади у вагона есть тележки, которые помогают вписываться в повороты — но у трамваев 50-х годов эти тележки почти не поворачивались. В этом плане даже старенькие машины, что сейчас ходят по городу, выгодно отличаются. Пути в Красноярске проложены так, как никогда бы не проложили обычную железную дорогу: поезд по таким поворотам просто не проедет, а вот трамвай — ездит каждый день благодаря подвижным тележкам.

Помимо односекционных трамваев были и системы из нескольких вагонов — пассажиропоток был высоким, и пустым не был ни один вагон. Всё было бы еще лучше, если бы в Красноярске была возможность полностью отделить трамвайное полотно от проезжей части.

«Трамвай очень легко водить. Если рельсы хорошие — достаточно задать нужную скорость и ехать. На обособленном полотне трамвай полностью раскрывает все свои достоинства, скорости становятся совсем другими. Например, в Вене, столице Австрии, трамвайные пути вообще не пересекаются с другим транспортом. У нас же на Красноярском рабочем сплошь и рядом переезды... А, к примеру, на кольце Предмостной площади трамвайные пути и вовсе находятся на одном уровне с безрельсовым транспортом», — поясняет Нина Михалева.

Впрочем, несмотря на проблемы городской среды, трамваи в Красноярске с годами становились популярнее. Постепенно появлялись все новые маршруты — даже через Коммунальный и Октябрьский мосты. Трамвайная остановка была в свое время и возле Театра оперы и балета .

«Не было отбоя от водителей»

Первые троллейбусы пошли по Красноярску годом позже трамваев — в 1959 году появились первые два маршрута. Водителей поначалу готовили в Новосибирске и Свердловске, а затем — прямо в краевой столице.

Надо сказать, что обучить управлению троллейбусом сложнее, чем автобусом. Ведь водитель должен следить не только за дорогой, но и за контактной сетью. На перекрестках в контактной сети нет напряжения, и нужно быстро проезжать такой участок накатом. Но если, скажем, троллейбус подрежет нерадивый автовладелец — водителю придется затормозить в обесточенном участке, чтобы избежать аварии. И если у троллейбуса нет батарей для автономного хода, самостоятельно покинуть обесточенный участок он уже не сможет.

Несмотря на сложности профессии, отбоя от желающих стать работниками электротранспорта не было. Зарплата в отрасли в те годы составляла 300 рублей — это немногим ниже, чем у работников КрАЗа в те времена.

«Люди приезжали в Красноярск из деревень, для них было создано несколько общежитий: три для работников трамваев и два для работников троллейбусов. Потом, когда в 1986 году открыли второе троллейбусное депо, для работников троллейбусов сделали третье общежитие. В ГПТУ-56 готовили водителей трамваев и троллейбусов, электрослесарей и даже путейцев. К тому же, в городе ежегодно выделяли по 20 квартир работникам электротранспорта, чтобы еще больше стимулировать приток кадров в отрасль», — вспоминает Нина Михалева.

С подачи главы краевого Совета народных депутатов Валерия Глотова и первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Федирко в Красноярск привозили всё больше трамваев и троллейбусов. Развитие линий электротранспорта было прописано в городском плане.

Пиком развития электротранспорта в краевой столице можно считать 1986 год, когда в городе открылось второе троллейбусное депо. Но наступили 90-е, которые принесли с собой множество трудностей.

Упадок 90-х

В 90-е годы финансирование электротранспорта в Красноярске резко упало. Зарплаты уже не были такими привлекательными, не говоря уже о раздаче квартир. К тому же, в город пришли коммерческие перевозчики с автобусами. Частники всеми правдами и неправдами старались вытеснить друг друга, но в отношении электротранспорта были единодушны — в нем они видели своего общего врага, мешающего росту прибыли.

С 90-х по Красноярску ходят лишь односекционные трамваи

Частично добиться своего у коммерческих перевозчиков получилось: пассажиропоток трамваев и троллейбусов резко снизился. Пришлось закрывать маршруты и сокращать те, что остались. Например, именно в 90-е с городских улиц исчезли системы из нескольких трамвайных вагонов, по путям стали ходить лишь односекционные трамваи.

«Электротранспорт — он ведь специфичный, ему нужны отдельные линии, контактные сети... Коммерческие перевозчики очень старались выжить электротранспорт, порой находя поддержку во власти. Но всё же мы сохранили электрический транспорт в городе — пусть и в таком виде. Во многих других городах он просто исчез», — поясняет Нина Михалева.

Надо сказать, у электротранспорта есть свои неоспоримые плюсы, которые помогли пережить сложное время. Троллейбусы куда долговечнее автобусов: их электродвигатели легче в эксплуатации, и ремонтировать их куда проще. По Красноярску сейчас ходят троллейбусы и 1989-го и 1985-го годов выпуска — потому что достаточно подлатать дно, двигатель, и, может, штанги токоприемников (те самые «рога»), чтобы вновь пустить их по маршруту. С автобусами так легко не получится.

«Удел автобусов, особенно маленьких „ПАЗиков“ — это, извините, от города до деревни доехать. Конечно, автобусы между населенными пунктами нужны, но внутри города должны ходить трамваи и троллейбусы. Это настоящий, исконно городской транспорт. Тем более, что работники электротранспорта постоянно требуют от властей, чтобы дороги на их маршрутах чаще ремонтировали. Автобусы же любые ямы на дорогах просто объезжают», — отмечает Нина Михалева.

Снова в строю

В последние годы популярность электротранспорта пошла вверх. В этом свою роль сыграла цена билета — 22 рубля против 26 в маршрутках. К тому же, троллейбусов в городе стало больше, поэтому ходить они стали чаще.

«Сейчас есть политическая воля на то, чтобы развивать в городе электротранспорт. Мы долгое время говорили об этом, но не все это слышали. Сейчас, слава богу, всё изменилось, — рассказывает Нина Михалева. — И это правильно, ведь вопросы экологии сегодня стоят даже на уровне президента. Город последние несколько лет активно участвует в развитии электротранспорта — будь то проект „Чистый воздух“, или иные проекты. Для этого была проделана большая работа и администрацией города, и муниципальным предприятием, и краевым правительством».

Чтобы получать новый электротранспорт, мало просто попросить денег из федерального бюджета. Есть ряд требований: например, троллейбусные маршруты в городе должны иметь большую протяженность, а трамвайное полотно должно быть в удовлетворительном состоянии. И, как уже говорилось, нужна политическая воля — например, в важности развития электротранспорта уверен нынешний мэр Сергей Еремин, который с 2012 по 2017 годы был министром транспорта Красноярского края.

«Мы должны увязать правый берег — для этого объявили закупку трамваев. Мы усиливаем сеть общественного транспорта троллейбусами. Не привычными нам троллейбусами, а новыми — с автономным ходом. И еще у нас в планах выйти на магистральную сеть от Солнечного до правого берега через Мичурина. Сейчас нам надо выстраивать эту систему. Планируем не на 1-2 года — люди будут этим пользоваться 20, 30 и 40 лет», — заявил Сергей Еремин в интервью красноярскому телеканалу «Прима».

Материалы по теме
Новые троллейбусы «на батарейках» пересекают Коммунальный мост
Экотранспорт, где можно зарядить телефон и посидеть в интернете

Весной 2021 года в Красноярске на маршруты вышли новые троллейбусы ВМЗ-5298-0000010-01 «Авангард», которые выпускает вологодское предприятие «Транс-альфа». Они довольно сильно отличаются от привычных всем стареньких моделей — запас автономного хода у них до 20 км. Это позволяет троллейбусу отцепиться от контактной сети, чтобы, скажем, переехать Коммунальный мост (как это происходит на маршруте № 6), или заехать в микрорайон, где контактной сети пока нет. К тому же, в таких троллейбусах есть мониторы для информирования пассажиров и USB-зарядки для гаджетов. Место водителя тоже отличается: вся нужная информация выводится на экран прямо перед глазами.

Дальше — больше. В июле 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении свыше 2,4 млрд рублей на закупку для Красноярска 50 троллейбусов и 25 трамваев.

Современные «Львята»

Если посмотреть объявленные тендеры, можно составить примерное представление, какими будут новые троллейбусы. Известно, что 30 из 50 должны иметь долгий автономный ход. Оставшиеся 20 троллейбусов будут не такими «самостоятельными» — им постоянно нужна будет контактная сеть. Но, в отличие от старых аналогов, у них будет так называемый «автономный аварийный ход» с небольшим запасом — на 500 метров, либо на 1 км. Это позволит им объезжать пробки и места ДТП, а также не стоять в обесточенных участках сети.

А вот насчет новых трамваев можно уже не гадать — 28 сентября 2021 года стало известно, что для Красноярска закуплено 19 трамваев 71-911ЕМ «Львенок», которые привезут в город в декабре. Оставшиеся 6 трамваев планируется закупить позже. Кстати, в краевой столице уже более 17 лет работает предприятие «Красноярские машиностроительные компоненты», которое собирает алюминиевые интерьеры как раз для трамваев «Львенок».

Плюсом ко всему, в августе стало известно, что в микрорайон Солнечный планируется проложить трамвайную сеть. На 2022 год назначено проектирование трамвайной ветки, а ее строительство — на 2023 год.

Кто в 90-е мог знать, что трамваи и троллейбусы окажутся так востребованы сегодня — чтобы решить экологические проблемы краевой столицы?.. Благо, электротранспорт в Красноярске удалось сохранить — в первую очередь благодаря работникам отрасли, верным своему делу. Остается только дождаться новых машин, чтобы оценить их качество.

Андрей Медведев, специально для Newslab,
фото Алины Ковригиной

Михалева Нина Ивановна
Экс-депутат Городского совета города Красноярска
Федирко Павел Стефанович
Бывший советник губернатора Красноярского края, бывший первый секретарь Красноярского крайкома КПСС
Ерёмин Сергей Васильевич
Депутат Государственной думы РФ

Рекомендуем почитать