Как сделать передвижение по городу удобным?
Основываясь на опыте зарубежных стран, первый вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая рассказала о концепции «компактного города»: поскольку при квартальной застройке (которой активно будут заниматься в России в ближайшие годы) вся необходимая инфраструктура для жизни есть недалеко от жилых домов. Поэтому большое значение приобретают самокаты и гироскутеры, на которых можно быстро добраться до нужных магазинов и услуг, не пользуясь автомобилями и маршрутным транспортом.
«Пандемия коронавируса тоже внесла коррективы: согласно опросам, жители Европы, Америки и Китая всё меньше пользуются общественным транспортом, переходя на велосипеды и самокаты. Сейчас пандемия идет на спад, но тенденции уже закрепились — люди привыкли пользоваться этими видами транспорта, а для дальних поездок предпочитают такси или каршеринг».
Как в Москве решили проблему нехватки парковочных мест, актуальную и для Красноярска?
Николай Кикава, заместитель директора по научной работе ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы», рассказал, что при определении потребности в местах хранения автомобилей для Москвы использовался опыт сразу трех зарубежных городов: Нью-Йорка, Лондона и Берлина — это в дальнейшем помогло разработать необходимые нормативы для российской столицы, которые отвечают и сложившейся застройки, и рыночной конъюнктуре.
В итоге была разработана бальная методика оценки потребности в парковочных местах, которая позволяет учесть широкий спектр факторов: например, интенсивность движения, тип жилой застройки и ее плотность, радиус доступности общественного транспорта. Она позволяет определить, насколько сильно та или иная территория нуждается в парковочных местах.
Схема определения минимального числа парковочных мест была собрана в новой редакции «Региональных норм градостроительного проектирования 945» города Москвы — Николай Кикава отметил, что описанные в схеме подходы можно успешно применять и в других городах России, включая Красноярск.
Какие проекты развития запланированы у аэропорта Красноярск?
Как рассказал генеральный директор аэропорта Красноярск Андрей Метцлер на экспертной дискуссии, по итогам 2021 года перевезено рекордное число пассажиров — 2 731 903 человек. Несмотря на сложившуюся внешнеполитическую ситуацию, планы на 2022 год в 3 000 000 пассажиров. Но аэропорт находится в 40 км от города, при этом быстрого и удобного городского транспорта между аэропортом и Красноярском нет.
Почти вся агломерация Емельяновского района развивается в сторону Красноярска, большинство жителей работает в Красноярске, утром и вечером собираются пробки. В результате, путь из города да аэропорта, особенно с правого берега, по словам красноярцев, иногда растягивается на несколько часов. Это при том, что полет в соседние регионы, например, в Кемерово или Новокузнецк, занимает около часа — то есть путь до аэропорта и обратно дольше, чем всё время полета.
Для решения проблемы аэропорт Красноярск подготовил проект грузопассажирской железнодорожной ветки, которая связала бы аэропорт Красноярск с самим городом. Поскольку пассажиропоток растет, грузопассажирской железнодорожной веткой, по оценкам специалистов аэропорта, будут пользоваться свыше 560 тысяч человек — как прибывающих в Красноярск, так и улетающих из Красноярска.
Стоимость проезда до аэропорта составит порядка 146 рублей, время в пути — 49 минут (при самой длинной трассировке из предполагаемых). Пассажиропоток по ж/д ветке к 2030 году составит 561 тыс. человек в год, грузовой поток — 756 тыс. тонн грузов в год.
«Сегодня необходимо формировать транспортные узлы, и Емельяново как нельзя лучше подходит для этого в плане географического положения — вблизи федеральных дорог, которые связывают западную часть России с Дальним Востоком. У аэропорта Красноярск уникальная взлетно-посадочная полоса, которая может принимать все типы воздушных судов».
По предварительному проекту на ж/д ветке до аэропорта будет 5 остановок.
Что ждет краевую столицу?
По мнению Владимира Косого (президент Центра экономики Инфраструктуры, модератор дискуссии), помимо городских проектов очень важны проекты по созданию агломераций — потому что высокоскоростной железнодорожный транспорт позволяет быстро добираться до городов, до которых раньше приходилось ехать на автомобиле 1-1,5 часа. Это позволяет объединять города вместе, создавая единый рынок труда и единые промышленные проекты.
Кроме того, в Красноярске рано или поздно встанет вопрос об активной интеграции речного транcпорта в городскую инфраструктуру — ведь, благодаря плотине Красноярской ГЭС и климату, Енисей может служить транспортной артерией не только в теплое время года. Это позволит рассматривать Енисей, как часть инфраструктуры красноярской агломерации.
Как обстоит ситуация с общественным транспортом в Заполярье?
В прошлом году в Норильске, по словам мэра Дмитрия Карасева, стали прорабатывать варианты перехода системы общественного транспорта на брутто-контракты (когда деньги перевозчику выплачиваются за километры пробега транспорта, а не за число пассажиров — прим. Newslab). Главная задача сегодня: постепенное обновление транспорта, было закуплено 40 новых автобусов, которые поставят в апреле этого года.
Также принято решение пересмотреть подход к заработной плате водителей — чтобы конкурировать с частными предприятиями, где спрос на водителей категорий C и D очень высок. Раньше зарплата на муниципальном предприятии составляла 90 тысяч в месяц, теперь — от 120 тысяч.
Город также движется в направлении увеличения комфорта для пассажиров: с прошлого года начали устанавливать новые остановочные павильоны: у них есть обогрев как помещения, так и самих скамеек, есть зарядные станции для телефонов. На экране остановки можно увидеть маршруты движения автобусов.
В этом году дополнительно установят еще 21 такой павильон — а всего надо оборудовать еще порядка 40 таких остановок. Кроме того, в городе работает мобильное приложение для отслеживания маршрутов автобусов.
Интернет-газета Newslab