>
>
>
«Исторический проект и окно в другую жизнь»: когда в Красноярском крае запустят Высокогорский мост?

«Исторический проект и окно в другую жизнь»: когда в Красноярском крае запустят Высокогорский мост?

25.08.2022
19

Для чего нужен новый мост через Енисей?

Северо-Енисейский район Красноярского края — крупнейший в России центр золотодобычи, дающий 25 % российского и 79, 5 % краевого золота. Между тем, район долгое время оставался труднодоступным для автомобильного транспорта — по крайней мере, большую часть года. Зимой люди порой вынуждены добираться до родного поселка вертолетом — чтобы просто встретить Новый год в кругу семьи.

Решить проблему с транспортной доступностью как раз призван мост в районе поселка Высокогорский — с его появлением скорость пассажирских и грузовых перевозок должна возрасти в 3-4 раза (пока что здесь ходит паром летом и работает ледовая переправа зимой).

В 2018 году Александр Усс выступил с идеей строительства в этих местах нового моста, который свяжет вместе два берега Енисея. Строить мост изначально собирались в 2021 году, но губернатор смог добиться федерального финансирования на год раньше — поэтому работы стартовали 28 октября 2020-го. Возводят мост в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», за счет федерального и краевого бюджетов. Общая стоимость работ составляет 7,4 млрд рублей.

Александр Усс во время посещения строительства моста 24 августа 2022 года

Что даст появление моста? С его запуском жители 17 местных населенных пунктов смогут обходиться без паромов и переправ — а просто ездить с одного берега на другой круглый год. Кроме того, мост, который является важной составляющей большого инвестпроекта "Енисейская Сибирь", позволит ускорить реализацию планов добывающих и обрабатывающих компаний в Северо-Енисейском, Мотыгинском и Енисейском районах: «Полюс», Васильевский рудник, Соврудник, Горевский ГОК, Новоангарский обогатительный комбинат, УК «Сегежа Групп», ДОК «Енисей» и другие.  Им всем мост нужен, чтобы быстрее реализовать свои инвестиционные планы. К слову, сам мост тоже считается частью «Енисейской Сибири».

«Это уникальная стройка. Самый северный мост через Енисей. Когда строительство только начиналось, строители говорили о том, что они попытаются выйти на темпы, которые обеспечат сдачу моста раньше сроков. В лучших советских и российских традициях. Судя по всему, у нас получится уже следующей осенью открыть движение мосту. Строительство Высокогорского моста не только серьёзный шаг в использовании инвестиционных возможностей, но и окно в другую жизнь для жителей правобережья», — рассказал Александр Усс в ходе визита на стройплощадку моста.

Почему строить на Енисее сложно?

Длина Высокогорского моста составляет 1196 метров, вместе с подходами — 2, 03 км. Высота моста 18 метров, он имеет две полосы и проезжую часть шириной 10 м (плюс служебные проходы шириной 1, 5 метра). Сейчас мост готов на 65 % — строителям удалось сохранить хорошие темпы работ, несмотря на множество сложностей.

«Сейчас из 8300 тонн оставшихся металлоконструкций смонтировано 4200 тонн. Из 11 опор построено десять, последнюю опору мы планируем завершить до конца октября, а до конца года должны завершить монтаж металлоконструкций. К концу года мост соединит берега и мы начнем заниматься мероприятиями, связанными с опусканиями пролетного строения, а весной займемся гидроизоляцией», — рассказал Андрей Лазарев, директор филиала АО «Мостострой-11» ТФ «Мостоотряд36».

По его словам, первой трудностью при строительстве стало быстрое течение реки. Из 11 опор моста шесть стоят на скальном основании — для устройства которого нужна буровая машина. Тянуть бур на нужную точку должны два буксира — вот только они даже вместе не всегда справлялись с таким течением.

Другая проблема — в этой части реки есть два навигационных створа, через которые проплывает множество разных судов. Были случаи, когда плоты врезались во временные опоры. Чтобы решить проблему, в электронные карты внесли несколько изменений, а на этом участке Енисея появились дополнительные патрули, регулирующие движение судов.

Еще одна сложность в том, что на время ледостава и ледохода строителям приходится приостанавливать все работы по строительству опор, а затем по максимуму использовать навигационный период. Когда все работы на опорах завершатся, это перестанет быть проблемой: монтаж металлоконструкций можно вести круглый год.

Не только мост, но и дороги

Как уже говорилось, с появлением моста, скорость пассажирских и грузовых перевозок должна возрасти в 3-4 раза. Это хорошо и для жителей, и для бизнеса, но создает невиданную ранее нагрузку на местные дороги — с появлением моста по ним поедет столько грузовиков и личных авто, сколько здесь не было никогда. Поэтому вместе с мостом в Северо-Енисейском районе ведется строительство дорог, которые должны выдержать интенсивный поток машин.

«Если брать само мостовое сооружение, то подходы к нему очень короткие. Но нужны и полноценные автомобильные дороги, которые свяжут мост с правобережной сетью автомобильных дорог. Длина этой дороги — 10 км, она включает подъезд от моста до поселка Высокогорский и обход поселка. Первый этап работ должны принять буквально на днях, а второй будет готов в октябре», — рассказал Андрей Журавлев, руководитель Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю.

К концу 2022 года строители планируют завершить устройство правобережного подхода к мосту, а в 2023 году — левобережного подхода, который включает в себя развязку с дорогой «Красноярск-Енисейск-Высокогорский». Если темпы работ останутся прежними — то уже в сентябре 2023 года по новому мосту поедут первые автомобили.

Интернет-газета Newslab

Фото Александра Черных

Рекомендуем почитать