Пункты и хранилища
Финальной изоляцией радиоактивных отходов в России сегодня занимается одна организация — созданный 10 лет назад «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», сокращенно НО РАО. В самой организации вместо слова «захоронение» предпочитают термин «окончательная изоляция» — он точнее и лучше отражает суть работы любого полигона для размещения и хранения РАО (во всем мире употребляется термин МАГАТЭ — final disposal).
Сам по себе НО РАО никаких радиоактивных отходов не имеет и не производит — а только принимает их от предприятий, у которых такие отходы образуются в процессе работы.
Основная задача национального оператора — создание пунктов окончательной изоляции, где бы радиоактивные отходы безопасно хранились весь период распада, в соответствии со всеми современными международными техническим требованиями безопасности к природным и инженерным барьерам.
Филиалы НО РАО созданы в Железногорске, Димитровграде, Новоуральске, Северске и Озерске. Но хранилища есть не во всех этих городах. Сейчас идет строительство объектов в Северске и Озерске, рассматривается возможность создания хранилищ в Димитровграде.
А что насчет уже работающих объектов? Например, в Железногорске есть полигон «Северный», предназначенный для глубинной закачки жидких радиоактивных отходов, действующий с 1967 года без единой нештатной ситуацией. А в Новоуральске (Свердловская область) с 2019 года работает пункт приповерхностного хранения для РАО 3 и 4 классов.
В начале октября НО РАО в рамках недели экологии пригласили журналистов (включая корреспондента Newslab), экспертов и общественников со всей России в Новоуральск, чтобы показать, как проходит приемка и технологический процесс работы с радиоактивными отходами.
На пункт окончательной изоляции РАО прибывают уже в контейнерах. После того, как контейнер выгружают из спецавтомобиля, сотрудники НО РАО замеряют несколько параметров:
- масса контейнера;
- уровень радиоактивного загрязнения;
- радионуклидный состав;
- доза радиации от упаковки в микрозивертах в час.
После этого контейнеры отправляются на хранение в специальный отсек, защищенный как от любого природного воздействия, так и физического проникновения. Впрочем, сотрудники новоуральского объекта отрабатывают в рамках учений даже самые экстремальные ситуации — вплоть до падения самолета прямо на объект. Как и в других атомных отраслях, в работе с РАО на первом месте всегда стоит безопасность — просто потому что ответственность слишком велика.
Между тем, у различных предприятий атомной отрасли на площадках временного хранения уже сейчас накоплено большое количество РАО, которые нужно переместить в пункты финальной изоляции. Именно поэтому национальный оператор в разных территориях либо разрабатывает проектную документацию на новые объекты, либо уже их строит.
Подземное решение
Очень важную роль в системе хранилищ НО РАО должен сыграть Красноярский край — речь про подземную исследовательскую лабораторию на территории Железногорска, которая сейчас строится силами национального оператора.
О подземной лаборатории говорят уже давно: она не имеет аналогов в России, в полном объеме моделирует условия финальной изоляции РАО, обеспечивает максимальную достоверность оценок долговременной безопасности. Она расположена в 6 км от Железногорска и в 4,5 км от Енисея (при этом на несколько сотен метров глубже уровня русла), ее площадь составит 360и780 метров, глубина от поверхности — около полукилометра.
Завершить строительство лаборатории планируется в 2029 году. Затем, до 2035 года планируется провести множество исследований. Подземная лаборатория даст возможность проводить исследования для научных институтов по многим направлениям. Российские эксперты, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, по-прежнему сотрудничают с экспертам из других стран (по линии МАГАТЭ) с целью изучения зарубежного опыта в сфере создания и эксплуатации подземных исследовательских лабораторий и пунктов глубинной геологического финальной изоляции долгоживущих РАО.
Исследования ученых принесут много бесценных сведений российской науке — а также помогут выяснить, годятся ли архейские гнейсы Нижнеканского скального массива для сооружения подземного хранилища РАО 1 и 2 классов. Если ответ будет положительным, то после обсуждения с общественностью, прохождения всех необходимых лицензионных процедур — подземная лаборатория поменяет статус на подземное хранилище.
Постепенно радиоактивные отходы будут перемещаться из временных (рассчитанных на 70 лет) хранилищ в пункты окончательной изоляции — что и является главной целью национального оператора. Новые хранилища, по современному технологическому подходу, принципиально отличаются от всего, что было раньше и помогут вывести изоляцию радиоактивных отходов на принципиально более высокий уровень безопасности.
Интернет-газета Newslab