Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Снимаю нарочито „грязно“ и по-панковски»: как известный в Красноярске фотограф отправился покорять столицу

«Снимаю нарочито „грязно“ и по-панковски»: как известный в Красноярске фотограф отправился покорять столицу

26.04.2023
27
Фотограф Игорь Мальцев переехал из Красноярска в столицу в начале 2023 года

«Шел бы на нормальную работу и не парился!»

В Красноярск Игорь Мальцев перебрался из села Казачинское — того, что располагается в 200 км на север от краевой столицы. Здесь он и начал пробовать себя в творчестве: сначала как музыкальный блогер.

«Чтобы снимать блог, нужна была камера, и с двухнедельного марафона жарки пицц в пиццерии я её купил, — рассказывает Игорь Мальцев. — Это был мой первый Canon 550d. Когда же стало понятно, что видеоблогом о музыке мне почти не заработать (я значительно уступал конкурентам на том же «Ютубе»), то решил потихоньку переучиться на фотографа. К тому же, в пиццерии, где я работал, стали слышаться расхожие фразы типа «у меня вон знакомая собачек за 5 тысяч фотает, и в ус не дует».

При этом с 2011 по 2015 год я отучился на автомеханика, но ни дня не проработал по этой профессии. Однажды на практике мне поручили совком лужи собирать в гаражном массиве, и я понял, что это какая-то не моя история... Хотя... не попросили ведро компрессии принести — и то хорошо. В студенчестве, кстати, я и попробовал музыкой заниматься, даже написал штук 20 «демок». На мой взгляд, даже вполне «слушабельных» в плане панк/рок-мелодий... Только нужно их хорошо аранжировать. Сейчас я даже готов просто так отдать эти мелодии юным музыкантам, чтобы они переработали то, что я создал — чего добру пропадать. Скорее всего, именно стремление писать музыку и стало одним из первых звоночков, что мне надо в творчество идти, а не в гаражи и на кухню.

Фото со времен музыкального блога, который вел Игорь

Когда я начинал свой путь в фотографию, у меня толком не было денег. Я ушел из пиццерии с 25-30 тысячами в кармане: на них нужно было оплатить жильё, еду, и еще как-то научиться снимать. Часть этих средств ушла на обучение — «горело» тогда у меня буквально всё, надо было срочно учиться зарабатывать камерой, и это у меня потихоньку стало получаться.

Но так как денег почти не было, я заехал в бывшую мини-кухню в хрущевке, где реально почти не было места — был сложенный диван, комод и читальный столик, на который я ставил ноутбук, когда работал. А еще в этой квартире было несчетное количество тараканов — идешь макарон поесть, открываешь кастрюлю, а там начинает копошиться парочка тараканов. И как они там оказались, пёс знает! И так в этой квартире всегда и везде было...

Здесь Игорь принял участие в фотопроекте «Больше, чем дом» коллеги по цеху Анастасии Федоровой. Снимок — времен «после хрущевки»
Источник: vk.com/fotografnastyakrasnoyarsk

Когда я только начинал, некоторые ребята начали меня троллить, говоря: «чё ты, как лох, одну гречку ешь, шел бы на нормальную работу и не парился». Но мне уже было принципиально начать зарабатывать фотографией. И каждый день я думал о фото, смотрел всё о фото, слушал о фото, общался о фото, фотографировал, учился, учился и учился. И спустя полгода с ценника «снимаю за еду» я вырос до 1 500 рублей в час. Мои трудочасы покупали, а снимки стали гораздо круче, чем в начале пути. Я начал привносить в фотографию творчество, идею, послание.

Хотя и тут некоторые коллеги по цеху надо мной смеялись, называя мои работы кринжем (чувство неловкости и стыда, реакция на особенно плохую ситуацию. От англ. to cringe — съеживаться, — прим. Newslab). Однако, на мой взгляд, творчество есть творчество, и иногда приходится пройти и стадию кринжа, и негативные отзывы. Спустя год занятия фотографией о некоторых моих работах уже говорил весь Красноярск. Их даже по ТВ показывали и в разных СМИ публиковали. Например, фотопроекты про «черное небо» и загрязненный Енисей.

«К хорошему вкусу нужно идти очень долго»

Признаюсь: я снимал и безвкусицу, потому что нужны были деньги. Особенно в начале пути. У меня тогда и вкуса-то не было, я не знал, как это — «круто» снимать. Но когда задаёшься этим вопросом, то начинаешь погружаться в тему, изучать, что же такое вкус. И это крутая и очень глубокая тема: к хорошему вкусу нужно идти очень долго, если ты стартуешь с нуля. Я бы тем, кто этой проблемой внутри себя озадачен, порекомендовал окружить себя людьми, у кого уже имеется классный вкус — к одежде, жизни, эстетике, к которой они стремятся, к фотографиям, живописи, музыке, кино и так далее.

В начале пути, скажу честно, жилось тяжело. Но после второго года занятия фотографией я понял, что встал на рельсы, и теперь уже почти не парился о наличии заказов. Единственным нокдауном стала пандемия, когда всех заперли по домам: тогда я месяц где-то «подвывал». Но заказы были, и я не парился, что год пройдет «безрыбным». Репутацию я уже создал как ответственного человека с творческим и креативным подходом, и плюсом ко всему я был и есть максимально комфортным собеседником, а это располагает к работе.

Из сложностей было то, что не всем людям нужен креатив, а именно к нему я стремился и привык. Из этого я вынес свои плюсы. Поскольку я привлекал внимание своим творчеством, то ко мне приходили покупать более «простые» съёмки. Знаете, это похоже на модные показы от кутюр: там демонстрируют полный сюр, нагромождение вкуса и возможностей, а в магазине эти же самые бренды продают обычную одежду, где используют лишь 5-10 % того креатива, что был в показе.

Узкий фокус на любом деле всегда даёт сильный и быстрый рост. Это как лупой бумажку поджечь: чем меньше точка, тем быстрее зажигается. Поэтому иногда мне приходилось отказываться от балдежа, праздников и отдыха — в начале пути у меня было больше энергии, я мог меньше поспать, но чувствовать себя хорошо после ночных фотообработок. Сейчас я «мультистилист», умею снимать хорошо в разных стилях и жанрах.

Но мое любимое — это фэшн, сюр, съемки с киношной и пленочной эстетикой. Сейчас я всё чаще игнорирую правила, снимаю нарочито «грязно» и по-панковски, что ли. Даже планирую в будущем снимать свадьбы, портреты и парочки именно так. Я думаю, что уже всех достали фотки у каминов на Новый год, летом — в подсолнухах, а свадьбы и выкупы — в зеленых подъездах: это, на мой взгляд, уже безвкусица.

Проект «Графиня и кролик»
Автор фото: Игорь Мальцев

«Спрашивали, что я до сих пор тут делаю?»

Я решил переехать в Москву, когда понял, что я уже «вырос из Красноярска»: начал побеждать в различных фотоконкурсах — не только местных, но и междугородних и международных; начал понимать, что в этом городе я многое уже вычерпал в плане вдохновения, локаций, идей, моделей и других специалистов местной индустрии. К тому же, слишком часто моя персона начала мелькать в местных фоточатах — меня то обливали грязью, то восхваляли как крутого творца.

И это классно, что мне удалось устроить такую мощную поляризацию аудитории в Красноярске — разделив людей на тех, кто за мое творчество, и тех, кто против. И скольких бы людей я ни встречал, большинство отмечали, что у меня — одни из самых ярких работ в Красноярске. Спрашивали, что я до сих пор тут делаю?

Вишенкой на торте стало то, что меня очень часто начали звать на интервью СМИ, на радио и передачи в качестве экспертного гостя. Также мне удалось войти в топ-100 креативных людей Красноярского края. И я понял, что мне уже стало банально скучно и неинтересно в Красноярске. Я — молодой, энергия творить большие и громкие проекты есть, так почему бы не творить в столице, где больше возможностей для этого?

На переезд я копил года полтора, если не больше. Параллельно я докупал технику и курсы, средства уходили также на лечение спины и зубов. Поэтому мигом накопить на переезд не удалось. Страх, конечно, всегда был и есть, я этого не скрываю. Переезд — это очень серьезный и ответственный шаг. И пока мое нахождение в Москве сложно назвать «пробиванием», но я стараюсь изо всех сил.

Одним из первых шагов стало создание своей тусовки под названием «АРТВОРКИНГ». Это туса, куда я приглашаю различных творцов из Москвы, и мы знакомимся, общаемся, пьём чай с печеньками, обмениваемся контактами, и в последствии объединяемся на творческие проекты и рекомендуем друг друга. Хочешь запомниться — стань лицом этих тусовок, будь всегда на виду. А еще я как можно чаще посещаю всякие нетворкинг-встречи, бизнес-клубы и прочие события с креативными людьми.

Самое важное для меня сейчас — заявить о себе в Москве, этим я и занимаюсь. Если с тобой все нормально, то люди тебе сами напишут, или положительно отреагируют на твое предложение поработать вместе. Я так нашёл ребят, с которыми мы сейчас творим совместные проекты. А один из них дал мои контакты знакомой, которая наняла меня уже дважды. Плюс появляются новые друзья и товарищи.

Сейчас я не хочу возвращаться домой — разве что приехать, чтобы просто увидеться с несколькими людьми, с теми, кто мне дорог. Я всеми силами стремлюсь закрепиться в столице, чтобы обо мне узнали. Конечно, хотелось бы и попутешествовать по стране и миру, но это в перспективе, когда я выйду на хороший заработок. Мне дико интересно поработать за рубежом с другими культурами и людьми. Но и в России хотелось бы максимально объехать разные города (крупные и не очень), я люблю и стрит-фото, и архитектуру снимать тоже.

Фотоиндустрия в Москве и Красноярске

Да, разница у столиц страны и Красноярского края есть, это правда, и разница большая. Но чтобы выйти на хороших заказчиков в Москве, нужно попотеть. Я пока что «ноунейм» в Москве, и серьезная конкуренция здесь очень чувствуется. Пока что мало, кто про меня знает, и этот факт бьёт по карману. Но я стремлюсь к медийности, уже начал формировать свой новый продукт. Сейчас информации и опыта в голове у меня гораздо больше, чем, например, в 2021 году. То, что я знаю — не знает большое количество фотографов. По крайней мере, я могу об этом судить по анализу их работ и собственной популярности. Люди любят снимать попсу, не понимая, что там денег и медийности гораздо меньше, чем в творческом подходе. У меня же, думаю, уже к лету также подтянутся и клиенты.

Пока что не так много заказов я снял в Москве, но среди них были и за 30 000 рублей, и за 20 000 за репортаж. Здесь ценник в 5 000 рублей в час для большинства — это плевое дело. Понятно, что найти таких людей непросто, а тех, кто готов заплатить ещё больше — ещё сложнее. Но всё у меня будет хорошо, и Москва не сразу строилась, всё получится со временем. Иногда приходилось работать и с «малыми» заказчиками, для которых 3 500 рублей в час — это уже дорого, и они придираются ко всему сразу. Я был удивлен, что в Москве есть такие клиенты: не все в столице из премиум-сегмента, как мы видим.

В остальном же пока сложно судить, так как я здесь относительно недолго. Однако точно могу сказать, например, что «зарядить» творческую съёмку здесь — в разы дороже. Так, какой-нибудь костюм в аренду может обойтись в 7 000 рублей плюс 30 000 рублей залога. А однажды я позвонил в московский музей «Бункер 42», и мне сообщили, что поснимать у них стоит 500 000 рублей в час. Красноярск, конечно, к таким высотам не привык.

Пока что в Москве я снял не так много творческих проектов, но многие у меня уже висят в виде зарисовок карандашами на стене. Ждут, когда же я их отсниму. Из того, что уже получилось — это мои новые пробы пера в разных стилистиках и визуале. Как гранжевые уличные фотосессии под Антона Корбайна, как сюр в стиле Тима Уолкера и Чогисеока, съёмка «под живопись» времён Ренессанса, что-то похожее на Яну Стриж, Алису Сибирскую и Xenia Lau, а также съёмка, вдохновлённая фотографом Эриком Мадиганом Хеком, где я рисовал прямо поверх фотографий. Есть даже фотопроект, где я объединил работу Сальвадора Дали и Ричарда Аведона — она вышла очень провокационной.

Больше всего в контексте Красноярска я скучаю по возможности уехать на пару дней в родное село, выехать куда-нибудь в пригород на творческую съёмку или погулять на Торгашинском хребте. В Москве нет горизонта — его реально можно увидеть только с огромной высоты в здании. А в Красноярске прямо в центре города можно увидеть линию горизонта, и это особый кайф.

Если составлять топ-5 плюсов и минусов Красноярска, то я бы выделил следующие:

  • классно, что в городе всё в шаговой доступности, если живешь в центре;
  • рядом природа и горы;
  • остров Татышев — просто прелесть;
  • здесь реально проще стать медийным человеком;
  • на десерт — очень низкие цены на аренду квартир.

Из минусов же я выделю то, что здесь тебя мало кто поймет как творца, воздух — грязный в режиме «чёрного неба» (в Москве он чище!), низкие цены на заказы — немногие готовы хорошо платить за снимки, а еще до сих пор нет метро, и зимы здесь холодные.

Автор фото: Антон Литвин

Если же составлять подобный рейтинг на основе моих московских впечатлений, то из плюсов я точно выделю:

  • метро;
  • огромное количество креативных людей и тусовок с ними, очень много выставок;
  • больше возможностей для реализаций самых безумных творческих идей;
  • заказы — в разы дороже;

А среди минусов: большие расстояния (несмотря на все удобства и метро), бешеные цены на квартиры, пасмурная, как в Питере, зима, много безответственных и «зажравшихся» людей, а встречи и съемки нужно планировать за пару недель, поскольку все — очень занятые люди, и экспромтом, как в Красноярске, редко получается что-то организовать.

Как стать крутым фотографом

При должных знаниях можно и за года два выйти на очень крутой уровень и медийность. А можно и 11 лет быть «фотографом», доставать камеру раз в год, фотографируя девочек на проспекте Мира. И называть себя гордо «фотографом со стажем больше 10 лет».

Например, я считаю, что курсы — это крутая тема, когда попадается опытный и глубокий спикер, не поверхностный, который не зациклен только на технических знаниях, а реально помогает разобраться с творчеством и маркетингом. Лично я сильно сократил время «прокачки», когда прошел мощные курсы от крутых ребят: одному гораздо сложнее во всём разобраться, ведь информации так много, что иногда не понимаешь, какая вредная, а какая полезная. Крутой учитель же всю эту информацию структурирует и бережно кладет в твою голову — только зерно, без плевел.

Я уверен, что мне есть еще чему поучиться. У меня такой подход: надо учиться новому бесконечно. Человек, который сказал «я всё знаю», обречен на провал. Работы таких фотографов мы наблюдаем постоянно в ленте во «ВКонтакте», например. И они продолжают безвкусно снимать девочек в подсолнухах или женщин в платьях-облачках. В такие минуты я, конечно, думаю: «Алло, ведь уже не 2005-й!».

Анастасия Гнедчик специально для Newslab,
Фото: личные страницы героя интервью в соцсетях

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать