Главная
>
Статьи
>
Политика
>
«Заслужили доверие горожан»: новый созыв депутатов Норильского Горсовета подвел итоги первого политического сезона

«Заслужили доверие горожан»: новый созыв депутатов Норильского Горсовета подвел итоги первого политического сезона

29.05.2023
0
Александр Пестряков

Александр Александрович, верно ли утверждение, что новый Горсовет по основным характеристикам своего состава значительно отличается от всех предыдущих?

Добрый день! Конечно, да. Отличается и сильно. Так уж у нас принято, что с окончанием любого этапа подводятся промежуточные итоги и определяются перспективы и планы на ближайшее будущее. В эти дни мы уверенно фиксируем 9 месяцев стабильного «полёта» нового состава норильского Горсовета. В сентябре прошлого года, впервые за всё время деятельности местного парламента, наш состав обновился почти наполовину. Норильчане выбрали в депутаты людей новых, многие из которых не сильно «засвечены» в публичном поле. Но их знают в округах. Они своей активной гражданской позицией и неравнодушным отношением к действительности заслужили доверие горожан.

Хочу еще отметить, что впервые за долгое время в Горсовете работают депутаты сразу от шести партий. Нынешняя норильская политическая реальность такова: явное большинство — у «Единой России», но при этом представлен весь спектр политических платформ: ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди», «Зелёные», КПРФ создали свои фракции. Я работаю депутатом уже третий созыв и по своему опыту могу сказать, что Городской Совет все больше приобретает черты центрального в Норильске места для общественных дискуссий и обсуждений — так, на мой взгляд, и должно быть.

Вы уже упоминали ранее, что произошло значительное «омоложение» состава Горсовета. О каком возрасте идет речь? Как работают молодые депутаты? Инициативны ли они или пока пребывают в тени старших товарищей?

Весной прошлого года в городе много говорили о том, что местным отделениям партий необходимо обновление фракций, для того чтобы наш Горсовет перестал быть «политическим болотом» — а некоторые тенденции к застою, к сожалению, просматривались. В итоге в списках партий оказалось значительно меньше политических «старожилов», чем предполагалось, а депутатами избраны, в том числе, молодые люди, представители от молодёжи младше 35 лет. Это Анастасия Савичева, Владислав Завгородний, Ольга Балакшина. Как и во многих муниципалитетах страны, между модернизацией и стабильностью норильчане выбрали первое. Думаю, что не последнюю роль в этом сыграл старт проекта масштабного обновления Норильска.

Обновляется город — обновляются знания, компетенции и общественные связи — вертикальные и горизонтальные. Но это не значит, что теперь Горсовет полностью переориентировался только на решение молодежных проблем — вопросов образования, молодежной политики, молодых семей и т. д. Все эти направления развивались и до 2022 года. Несмотря на то, что проблемам молодежи теперь уделяется больше внимания, принцип преемственности — один из ключевых в нашей деятельности — никто не отменял. Поэтому молодые депутаты учатся у старших всем аспектам законотворческого процесса, вникают в суть деятельности комиссий, взаимодействия с администрацией города, коллегами из региона и Москвы.

Особенно в этом им помогают председатели постоянных комиссий, депутаты с многолетним стажем, хозяйственники, профессионалы своего дела. Это Виктор Владимирович Цюпко, Лариса Анатольевна Непляхович, Виктор Яковлевич Таскин, Роман Олегович Сербин, Надежда Григорьевна Оробинская и другие опытные парламентарии. Обучение депутатской работе — это длительный процесс, но, уверен, что к концу срока полномочий новички смогут самостоятельно инициировать предложения, связанные с проблемами не только молодежи, но и всего города.

Наиболее важным решением майской сессии стала корректировка бюджета и справедливо считается, что именно это направление депутатской деятельности наиболее важное. Однако ряд наблюдателей и журналисты обратили внимание, что изменились требования к помощникам депутатов. Этот аспект не всегда на виду, но именно помощники ближе находятся к гражданам. Кто теперь не имеет права на получение такого статуса?

На протяжении всех лет своей работы депутатом я настаивал на актуализации принципа открытости происходящего в стенах Горсовета. Когда помощники депутатов назначаются в закрытом режиме и их деятельность окутана тайной — это не совсем понятно избирателям. Кроме того, в отношении самих депутатов есть определённые требования: сведения о наличии судимости, если таковая была, обнародуются — они публикуются в период избирательной кампании.

В итоге я предложил депутатам два варианта: либо мы ограничиваем приём помощников с судимостью, либо «опубличиваем» эти сведения — что у такого-то депутата есть такой-то помощник, имеющий судимость. В итоге, посоветовавшись с коллегами, мы приняли решение о том, чтобы помощники депутатов при подаче заявления прикладывали справку об отсутствии судимости. Я считаю это важным вкладом в повышение степени прозрачности публичной власти, как это и прописано в Конституции.

Как сейчас складывается взаимодействие с администрацией города? Особенно с учётом значительных кадровых изменений как в Горсовете, так и в составе исполнительной власти Норильска?

По факту никаких существенных изменений во взаимоотношениях с администрацией города не произошло. Глава Норильска, Дмитрий Владимирович Карасёв, — в прошлом наш коллега, работая депутатом возглавлял одну из самых «загруженных» комиссий (по городскому хозяйству). Поэтому он всегда «в теме» — депутатское прошлое даёт о себе знать. Глава города вместе с депутатским корпусом обсуждает текущие планы, в итоге все принимаемые решения скоординированы. Помимо этого, он единоросс, и партийная дисциплина нашей партии еще больше сближает позиции Горсовета и администрации.

Кроме того, в Норильске приняты основополагающие документы по всем направлениям стратегического социально-экономического развития города на 10 лет вперед, поэтому даже значительные кадровые изменения не влияют на реализацию муниципальных программ или исполнение бюджета. Задача новых руководителей — исполнять запланированное и корректировать текущее исполнение для достижения максимальной эффективности. Иными словами, если в 2020 году запланировали строительство детского сада в 2024, то он должен быть построен независимо от кадровых перемен — кто бы ни возглавлял городскую администрацию, кого бы норильчане ни избрали в Городской Совет.

На какой стадии реализации сейчас находится проект «Норильск-2035»? Как работают комиссии горсовета? Ведётся ли общественный и депутатский контроль за ходом обновления города?

Традиционно считается, что главные элементы нашей деятельности — это заседания, участие в сессиях, корректировка параметров бюджета. Но это понимание, на мой взгляд, в корне неверно. Наряду с основным аспектом нашей работы — общение с избирателями и проведение приёмов по личным вопросам — важная и зачастую невидимая общественности работа местного парламента проходит в комиссиях и заключается в спорах, прениях и мозговых штурмах. Всего их, комиссий, в Горсовете пять — по бюджету и собственности, по городскому хозяйству, по законности и местному самоуправлению, по социальной политике, а также мандатная (счетная). Об их руководителях я уже сказал. На заседаниях комиссий депутаты и рассматривают подробно проекты решений, связанных с реализацией плана «Норильск-2035», вносят поправки, корректировки, требуют устранения замечаний и лишь затем выносят рассмотрение вопросов на сессию, где совместно оформляют итоговые решения.

На сегодняшний день задержек по реализации плана нет, все работы проводятся в срок, а некоторые и с опережением. Заслуга в этом и администрации города, и компании «Норникель», и подрядчиков. Большое внимание уделено депутатскому и общественному контролю. С одной стороны, создана рабочая группа, в которую входят депутаты всех фракций, представители Администрации города и общественных организаций, с другой стороны — местное отделение партии «Единая Россия» реализует партийный проект «Норильск-2035»: партийцы регулярно выезжают на площадки реновации. Механизм этот за два года отработан, надеемся, что так будет весь период реализации проекта.

В соцсетях и на форумах активно обсуждается организация в городе системы видеонаблюдения и размер инвестиций, которые на это собираются выделять из бюджета. Насколько необходима данная система? Что нас ждет в итоге?

Наиболее важным решением, из принятых на майской сессии, мы, депутаты, и руководство городской администрации считаем корректировку городского бюджета. Одним из направлений стратегического развития Норильска, учтенным в этой корректировке, стало внедрение системы «Безопасный город». Прежде, чем актуализировать это решение, депутаты Горсовета тоже долгое время изучали опыт других территорий, особенно моногородов и северных муниципалитетов. И только после длительного и предметного изучения результатов применения подобных систем мы приняли решение о внедрении у нас на территории комплексного видеонаблюдения.

В качестве примера вам расскажу, что горожане всем депутатам без исключения постоянно жалуются на сломанные лавочки, испорченное оборудование на детских площадках, замусоренные лифты и грязные подъезды. Конечно, в ответ мы заставляем управляющие компании за свой счёт осуществлять ремонт. Но кто в этом (порче и поломках) виноват? Конечно же правонарушители и вандалы. Пока мы не начнем их вычислять и наказывать, ситуация не изменится. Конечно, есть предложения формировать группы народных дружинников, но сколько нужно для этого людей? Тысячи? Поэтому считаю, без системы контроля благоустройство — это зачастую, к сожалению, потраченные впустую бюджетные деньги. Заменили лампочку, а ее разбили, установили новый лифт — в нем кнопки спалили и так далее.

Сейчас мы строим новые скверы и зоны отдыха во всех районах, в каждом из них 100 % будет работать система видеонаблюдения. Чтобы те, кто мусорит и ломает, знали, что мы их видим, и без последствий их действия не останутся. Кроме того, комплексное видеонаблюдение, безусловно, положительно повлияет на дорожную обстановку в городе, поскольку нарядов ДПС не хватает, а количество ДТП и «мелких» нарушений ПДД постоянно растет.

Наступает лето, а это значит, что в Норильске начинается время активного строительства. В городе опять появятся так называемые «вахтовики». Многие уже вспоминают прошлый год, когда одновременно прилетели тысячи новых строителей. Не ожидается повторение некоторого роста социального напряжения, отмеченного в 2022-м году?

Не могу сказать, что было какое-то значительное напряжение, затронувшее весь город. Опять же, судя по обращениям к депутатам, тема была совсем не в топе, жалоб от жителей практически не было. Тут больше шумихи и слухов, активно «продвигаемых» в социальных сетях и мессенджерах. Вообще тема нехватки рабочей силы актуальна по всей стране в связи с отрицательной демографией, и все понимают, о чем я говорю. Новое строительство невозможно без привлечения рабочей силы с «материка». Вспомните любые крупные стройки советского периода, когда создавалась новая инфраструктура, промышленность, реализовывались мегапроекты. Миграции рабочих были колоссальными. Такая же ситуация и в наше время.

В противном случае мы все намеченные планы в рамках обновления города не сможем реализовать. Это касается и крупных промышленных инвестпроектов. В то же время в этом году мы обновим систему контроля за приезжими и будем решать проблемы их размещения комплексно. Давайте не забывать, что мы более 30 лет не строили в городе жилые дома, и накопленный опыт жилищного строительства в Заполярье, к сожалению, утерян, поэтому без вахтовой рабочей силы мы при всём желании не обойдёмся. Депутатский корпус «заряжен» отслеживать жалобы и оперативно на них реагировать, взаимодействуя с нанимателями и работодателями. Подключаем предпринимательские объединения.

Расскажите о своем опыте «присутствия» в социальных сетях — вы же как депутат используете их в своей работе? Что вам пишут? Что критикуют норильчане в работе Горсовета?

Не просто читаю и мониторю, мне в социальных сетях норильчане пишут личные сообщения или комментируют мои публикации, иногда весьма остро, не стесняясь в выражениях. В принципе, это касается всех депутатов Горсовета. И одной из самых серьезных проблем нашего города остается реформа системы здравоохранения, в решении которой муниципалитет, по существу, бессилен. Больницы и поликлиники нам не подчиняются, а нареканий от горожан звучит очень много, вы сами, наверное, знаете ситуацию. В Красноярском крае назначен и .о. губернатора, недавно Михаил Михайлович создал специальный Совет по развитию Севера и Арктики и, надеюсь, что обратит внимание на специфичные проблемы северных территорий. Только в этом случае мы сможем решить все годами копившиеся сложности в системе здравоохранения.

Вторая по традиции тема — ЖКХ, но тут прогресс значителен. Наконец-то более или менее решен вопрос с вывозом мусора и ТКО, по графикам проводятся все виды ремонтов, осуществляются замены инженерных сетей, лифтов, кровель. Но опять же часть ответственности на собственниках и жильцах квартир. В адрес депутатов Горсовета поступают частые жалобы на то, что в домах холодно. Собираем комиссию, приходим в гости, а там... квартира в прямом смысле этого слова отапливает улицу: окна сломаны, ничего не утеплено. Приходится вникать, убеждать, помогать.

Так понимаю не только соцсети отражают ситуацию в обществе и позволяют наладить контакт с норильчанами? Личные встречи или медиа-коммуникации, какие способы общения с избирателями наиболее эффективны на ваш взгляд?

Социальные сети лишь частично удовлетворяют запрос граждан на общение. Во время парламентских каникул депутаты, как всегда, будут работать на своих округах. И эффективнее формата, чем личные встречи в общественных приёмных, еще никто не придумал. В диалоге мы в 90 % случаев находим понимание. Причем прийти на личный приём можно как напрямую к депутатам Горсовета, так и в партийные офисы — везде вам будут рады и окажут помощь, проконсультируют по тем или иным вопросам. В случае, если проблема требует решения на уровне региона или Федерации, решение тоже можно найти, просто потребуется больше времени.

Наступила долгожданная северная весна, на улицах текут «реки», в некоторых дворах и вовсе образовались «моря». Норильчане каждый год говорят про некачественную уборку снега зимой и снежные горы во дворах. Будут ли когда-нибудь изменения?

Полностью согласился бы со всеми претензиями, если бы сам не был коренным норильчанином, живу тут уже 45 лет, всю сознательную жизнь. Совместно с Агентством развития Норильска мы начали работы по внедрению программного комплекса, чтобы норильчане могли отслеживать работу снегоуборочной техники. Активно к данному направлению подключились общественники. Но у нас такой климат, что после обильных снегопадов наступают морозы, и техника зачастую сбоит — элементарно ломается в минус 40 или в минус 50 градусов. Каждый день в зимний период, который у нас только-только заканчивается в мае, управляющие компании выводят 50-60 единиц техники, чтобы расчистить дворы.

Заметьте, что эта техника почти всегда принадлежит сторонним организациям — не управляющим компаниям, поскольку не используется круглогодично. И я всегда говорю, особенно тем, кто приехал к нам жить и работать недавно (чаще всего именно от них мы выслушиваем претензии), что Норильск — это Крайний Север, это Арктическая зона России, и задача полностью вывезти снег из города не стоит и никогда не стояла. Все, кто живут в городе с рождения или раннего детства, это знают.

Развитие туризма в Норильске становится трендом муниципальной экономики. Город, как часть Арктической территории, получил различные преференции. На повестке дня Арктическая ипотека. Как всё это отразится на экономике и социальной сфере Норильска?

Впервые публично было предложено развивать полярный туризм на всей территории России ещё в 2009 году в Новосибирске при принятии Стратегии развития Сибири до 2020 года. Тогда это предложение что называется «не зашло» — считалось, что Арктика важна только для извлечения ресурсов. Процесс включения туризма в Арктике в госпрограммы затянулся на долгие десять лет. И только в последнюю пятилетку, после принятия Стратегии развития Арктики до 2020 года, а теперь и до 2035 года, развитие туризма стало приоритетным направлением во всех северных регионах. Норильск — не исключение, и это уже не тезисы, а реальные проекты. С 2020 года арктический турпоток вырос в некоторых случаях в десятки раз. Это не предел, а только начало. Создается, инфраструктура, развивается система HoReCA (сегмент сферы услуг и канал сбыта товаров с непосредственным потреблением товара в месте продаж), жители отдыхают в России и наши деньги работают на нашу страну, что важно для любой экономики.

Та же аналогия и с Арктической ипотекой. Когда в 2019 году Минвостокразвития России запустил программу Дальневосточной ипотеки с льготной ставкой 2 % годовых, мы сразу предложили распространить её и на арктические территории. Спустя четыре года такая программа появилась. Она направлена на улучшение жилищных условий в регионе и развитие местного строительного рынка. Любому моногороду нужны новые стимулы для развития, а строительный рынок — один из столпов любой экономики. Кроме того, возведение нового жилья будет способствовать росту населения города и решению демографической проблемы.

Недавно президент России назначил Михаила Котюкова исполняющим обязанности губернатора Красноярского края. Как это кадровое решение отразится на северных территориях региона и особенно на Норильске?

Михаил Михайлович Котюков — человек молодой, мы почти ровесники, но при этом обладающий большим и конструктивным опытом работы в различных федеральных правительственных структурах. Думаю, пока рано говорить о чем-то конкретном, но надеюсь, что он вникнет в проблемы Норильска и наладит с нами конструктивное взаимодействие — со своей стороны мы сделаем для этого всё от нас зависящее.

А в каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится взаимодействие муниципалитета с краевой властью? Есть ли общее понимание развития Норильска с законодателями?

Скажем так — взаимодействие в меру конструктивное. Где-то мы находим общий язык, где-то приходится спорить. Наиболее важно, по крайней мере для городского Совета, взаимодействие с Законодательным Собранием Красноярского края — имеющиеся практики необходимо улучшать, работать над этим регулярно и конструктивно, потому что это дает возможность Норильску получать дополнительные преференции для развития города, масштабного обновления, модернизации социальной сферы, сферы образования и многого другого. Важнейшую роль в этом процессе взаимодействия играют наши депутаты Законодательного Собрания — Дмитрий Свиридов, Людмила Магомедова, Ирина Субочева, Юрий Захаринский, Алексей Дьяченко. Это и есть та самая команда норильчан — «северных» депутатов!

Беседовал Егор Дмитриев,
фото Владимира Макушкина

Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
Свиридов Дмитрий Викторович
Вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края
Магомедова Людмила Васильевна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Субочева Ирина Николаевна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Захаринский Юрий Николаевич
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Дьяченко Алексей Михайлович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края

Рекомендуем почитать