Александр Александрович, верно ли утверждение, что новый Горсовет по основным характеристикам своего состава значительно отличается от всех предыдущих?
Добрый день! Конечно, да. Отличается и сильно. Так уж у нас принято, что с окончанием любого этапа подводятся промежуточные итоги и определяются перспективы и планы на ближайшее будущее. В эти дни мы уверенно фиксируем 9 месяцев стабильного «полёта» нового состава норильского Горсовета. В сентябре прошлого года, впервые за всё время деятельности местного парламента, наш состав обновился почти наполовину. Норильчане выбрали в депутаты людей новых, многие из которых не сильно «засвечены» в публичном поле. Но их знают в округах. Они своей активной гражданской позицией и неравнодушным отношением к действительности заслужили доверие горожан.
Хочу еще отметить, что впервые за долгое время в Горсовете работают депутаты сразу от шести партий. Нынешняя норильская политическая реальность такова: явное большинство — у «Единой России», но при этом представлен весь спектр политических платформ: ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди», «Зелёные», КПРФ создали свои фракции. Я работаю депутатом уже третий созыв и по своему опыту могу сказать, что Городской Совет все больше приобретает черты центрального в Норильске места для общественных дискуссий и обсуждений — так, на мой взгляд, и должно быть.
Вы уже упоминали ранее, что произошло значительное «омоложение» состава Горсовета. О каком возрасте идет речь? Как работают молодые депутаты? Инициативны ли они или пока пребывают в тени старших товарищей?
Весной прошлого года в городе много говорили о том, что местным отделениям партий необходимо обновление фракций, для того чтобы наш Горсовет перестал быть «политическим болотом» — а некоторые тенденции к застою, к сожалению, просматривались. В итоге в списках партий оказалось значительно меньше политических «старожилов», чем предполагалось, а депутатами избраны, в том числе, молодые люди, представители от молодёжи младше 35 лет. Это Анастасия Савичева, Владислав Завгородний, Ольга Балакшина. Как и во многих муниципалитетах страны, между модернизацией и стабильностью норильчане выбрали первое. Думаю, что не последнюю роль в этом сыграл старт проекта масштабного обновления Норильска.
Обновляется город — обновляются знания, компетенции и общественные связи — вертикальные и горизонтальные. Но это не значит, что теперь Горсовет полностью переориентировался только на решение молодежных проблем — вопросов образования, молодежной политики, молодых семей и т. д. Все эти направления развивались и до 2022 года. Несмотря на то, что проблемам молодежи теперь уделяется больше внимания, принцип преемственности — один из ключевых в нашей деятельности — никто не отменял. Поэтому молодые депутаты учатся у старших всем аспектам законотворческого процесса, вникают в суть деятельности комиссий, взаимодействия с администрацией города, коллегами из региона и Москвы.
Особенно в этом им помогают председатели постоянных комиссий, депутаты с многолетним стажем, хозяйственники, профессионалы своего дела. Это Виктор Владимирович Цюпко, Лариса Анатольевна Непляхович, Виктор Яковлевич Таскин, Роман Олегович Сербин, Надежда Григорьевна Оробинская и другие опытные парламентарии. Обучение депутатской работе — это длительный процесс, но, уверен, что к концу срока полномочий новички смогут самостоятельно инициировать предложения, связанные с проблемами не только молодежи, но и всего города.
Наиболее важным решением майской сессии стала корректировка бюджета и справедливо считается, что именно это направление депутатской деятельности наиболее важное. Однако ряд наблюдателей и журналисты обратили внимание, что изменились требования к помощникам депутатов. Этот аспект не всегда на виду, но именно помощники ближе находятся к гражданам. Кто теперь не имеет права на получение такого статуса?
На протяжении всех лет своей работы депутатом я настаивал на актуализации принципа открытости происходящего в стенах Горсовета. Когда помощники депутатов назначаются в закрытом режиме и их деятельность окутана тайной — это не совсем понятно избирателям. Кроме того, в отношении самих депутатов есть определённые требования: сведения о наличии судимости, если таковая была, обнародуются — они публикуются в период избирательной кампании.
В итоге я предложил депутатам два варианта: либо мы ограничиваем приём помощников с судимостью, либо «опубличиваем» эти сведения — что у такого-то депутата есть такой-то помощник, имеющий судимость. В итоге, посоветовавшись с коллегами, мы приняли решение о том, чтобы помощники депутатов при подаче заявления прикладывали справку об отсутствии судимости. Я считаю это важным вкладом в повышение степени прозрачности публичной власти, как это и прописано в Конституции.
Как сейчас складывается взаимодействие с администрацией города? Особенно с учётом значительных кадровых изменений как в Горсовете, так и в составе исполнительной власти Норильска?
По факту никаких существенных изменений во взаимоотношениях с администрацией города не произошло. Глава Норильска, Дмитрий Владимирович Карасёв, — в прошлом наш коллега, работая депутатом возглавлял одну из самых «загруженных» комиссий (по городскому хозяйству). Поэтому он всегда «в теме» — депутатское прошлое даёт о себе знать. Глава города вместе с депутатским корпусом обсуждает текущие планы, в итоге все принимаемые решения скоординированы. Помимо этого, он единоросс, и партийная дисциплина нашей партии еще больше сближает позиции Горсовета и администрации.
Кроме того, в Норильске приняты основополагающие документы по всем направлениям стратегического социально-экономического развития города на 10 лет вперед, поэтому даже значительные кадровые изменения не влияют на реализацию муниципальных программ или исполнение бюджета. Задача новых руководителей — исполнять запланированное и корректировать текущее исполнение для достижения максимальной эффективности. Иными словами, если в 2020 году запланировали строительство детского сада в 2024, то он должен быть построен независимо от кадровых перемен — кто бы ни возглавлял городскую администрацию, кого бы норильчане ни избрали в Городской Совет.
На какой стадии реализации сейчас находится проект «Норильск-2035»? Как работают комиссии горсовета? Ведётся ли общественный и депутатский контроль за ходом обновления города?
Традиционно считается, что главные элементы нашей деятельности — это заседания, участие в сессиях, корректировка параметров бюджета. Но это понимание, на мой взгляд, в корне неверно. Наряду с основным аспектом нашей работы — общение с избирателями и проведение приёмов по личным вопросам — важная и зачастую невидимая общественности работа местного парламента проходит в комиссиях и заключается в спорах, прениях и мозговых штурмах. Всего их, комиссий, в Горсовете пять — по бюджету и собственности, по городскому хозяйству, по законности и местному самоуправлению, по социальной политике, а также мандатная (счетная). Об их руководителях я уже сказал. На заседаниях комиссий депутаты и рассматривают подробно проекты решений, связанных с реализацией плана «Норильск-2035», вносят поправки, корректировки, требуют устранения замечаний и лишь затем выносят рассмотрение вопросов на сессию, где совместно оформляют итоговые решения.
На сегодняшний день задержек по реализации плана нет, все работы проводятся в срок, а некоторые и с опережением. Заслуга в этом и администрации города, и компании «Норникель», и подрядчиков. Большое внимание уделено депутатскому и общественному контролю. С одной стороны, создана рабочая группа, в которую входят депутаты всех фракций, представители Администрации города и общественных организаций, с другой стороны — местное отделение партии «Единая Россия» реализует партийный проект «Норильск-2035»: партийцы регулярно выезжают на площадки реновации. Механизм этот за два года отработан, надеемся, что так будет весь период реализации проекта.
В соцсетях и на форумах активно обсуждается организация в городе системы видеонаблюдения и размер инвестиций, которые на это собираются выделять из бюджета. Насколько необходима данная система? Что нас ждет в итоге?
Наиболее важным решением, из принятых на майской сессии, мы, депутаты, и руководство городской администрации считаем корректировку городского бюджета. Одним из направлений стратегического развития Норильска, учтенным в этой корректировке, стало внедрение системы «Безопасный город». Прежде, чем актуализировать это решение, депутаты Горсовета тоже долгое время изучали опыт других территорий, особенно моногородов и северных муниципалитетов. И только после длительного и предметного изучения результатов применения подобных систем мы приняли решение о внедрении у нас на территории комплексного видеонаблюдения.
В качестве примера вам расскажу, что горожане всем депутатам без исключения постоянно жалуются на сломанные лавочки, испорченное оборудование на детских площадках, замусоренные лифты и грязные подъезды. Конечно, в ответ мы заставляем управляющие компании за свой счёт осуществлять ремонт. Но кто в этом (порче и поломках) виноват? Конечно же правонарушители и вандалы. Пока мы не начнем их вычислять и наказывать, ситуация не изменится. Конечно, есть предложения формировать группы народных дружинников, но сколько нужно для этого людей? Тысячи? Поэтому считаю, без системы контроля благоустройство — это зачастую, к сожалению, потраченные впустую бюджетные деньги. Заменили лампочку, а ее разбили, установили новый лифт — в нем кнопки спалили и так далее.
Сейчас мы строим новые скверы и зоны отдыха во всех районах, в каждом из них 100 % будет работать система видеонаблюдения. Чтобы те, кто мусорит и ломает, знали, что мы их видим, и без последствий их действия не останутся. Кроме того, комплексное видеонаблюдение, безусловно, положительно повлияет на дорожную обстановку в городе, поскольку нарядов ДПС не хватает, а количество ДТП и «мелких» нарушений ПДД постоянно растет.
Наступает лето, а это значит, что в Норильске начинается время активного строительства. В городе опять появятся так называемые «вахтовики». Многие уже вспоминают прошлый год, когда одновременно прилетели тысячи новых строителей. Не ожидается повторение некоторого роста социального напряжения, отмеченного в 2022-м году?
Не могу сказать, что было какое-то значительное напряжение, затронувшее весь город. Опять же, судя по обращениям к депутатам, тема была совсем не в топе, жалоб от жителей практически не было. Тут больше шумихи и слухов, активно «продвигаемых» в социальных сетях и мессенджерах. Вообще тема нехватки рабочей силы актуальна по всей стране в связи с отрицательной демографией, и все понимают, о чем я говорю. Новое строительство невозможно без привлечения рабочей силы с «материка». Вспомните любые крупные стройки советского периода, когда создавалась новая инфраструктура, промышленность, реализовывались мегапроекты. Миграции рабочих были колоссальными. Такая же ситуация и в наше время.
В противном случае мы все намеченные планы в рамках обновления города не сможем реализовать. Это касается и крупных промышленных инвестпроектов. В то же время в этом году мы обновим систему контроля за приезжими и будем решать проблемы их размещения комплексно. Давайте не забывать, что мы более 30 лет не строили в городе жилые дома, и накопленный опыт жилищного строительства в Заполярье, к сожалению, утерян, поэтому без вахтовой рабочей силы мы при всём желании не обойдёмся. Депутатский корпус «заряжен» отслеживать жалобы и оперативно на них реагировать, взаимодействуя с нанимателями и работодателями. Подключаем предпринимательские объединения.
Расскажите о своем опыте «присутствия» в социальных сетях — вы же как депутат используете их в своей работе? Что вам пишут? Что критикуют норильчане в работе Горсовета?
Не просто читаю и мониторю, мне в социальных сетях норильчане пишут личные сообщения или комментируют мои публикации, иногда весьма остро, не стесняясь в выражениях. В принципе, это касается всех депутатов Горсовета. И одной из самых серьезных проблем нашего города остается реформа системы здравоохранения, в решении которой муниципалитет, по существу, бессилен. Больницы и поликлиники нам не подчиняются, а нареканий от горожан звучит очень много, вы сами, наверное, знаете ситуацию. В Красноярском крае назначен и .о. губернатора, недавно Михаил Михайлович создал специальный Совет по развитию Севера и Арктики и, надеюсь, что обратит внимание на специфичные проблемы северных территорий. Только в этом случае мы сможем решить все годами копившиеся сложности в системе здравоохранения.
Вторая по традиции тема — ЖКХ, но тут прогресс значителен. Наконец-то более или менее решен вопрос с вывозом мусора и ТКО, по графикам проводятся все виды ремонтов, осуществляются замены инженерных сетей, лифтов, кровель. Но опять же часть ответственности на собственниках и жильцах квартир. В адрес депутатов Горсовета поступают частые жалобы на то, что в домах холодно. Собираем комиссию, приходим в гости, а там... квартира в прямом смысле этого слова отапливает улицу: окна сломаны, ничего не утеплено. Приходится вникать, убеждать, помогать.
Так понимаю не только соцсети отражают ситуацию в обществе и позволяют наладить контакт с норильчанами? Личные встречи или медиа-коммуникации, какие способы общения с избирателями наиболее эффективны на ваш взгляд?
Социальные сети лишь частично удовлетворяют запрос граждан на общение. Во время парламентских каникул депутаты, как всегда, будут работать на своих округах. И эффективнее формата, чем личные встречи в общественных приёмных, еще никто не придумал. В диалоге мы в 90 % случаев находим понимание. Причем прийти на личный приём можно как напрямую к депутатам Горсовета, так и в партийные офисы — везде вам будут рады и окажут помощь, проконсультируют по тем или иным вопросам. В случае, если проблема требует решения на уровне региона или Федерации, решение тоже можно найти, просто потребуется больше времени.
Наступила долгожданная северная весна, на улицах текут «реки», в некоторых дворах и вовсе образовались «моря». Норильчане каждый год говорят про некачественную уборку снега зимой и снежные горы во дворах. Будут ли когда-нибудь изменения?
Полностью согласился бы со всеми претензиями, если бы сам не был коренным норильчанином, живу тут уже 45 лет, всю сознательную жизнь. Совместно с Агентством развития Норильска мы начали работы по внедрению программного комплекса, чтобы норильчане могли отслеживать работу снегоуборочной техники. Активно к данному направлению подключились общественники. Но у нас такой климат, что после обильных снегопадов наступают морозы, и техника зачастую сбоит — элементарно ломается в минус 40 или в минус 50 градусов. Каждый день в зимний период, который у нас только-только заканчивается в мае, управляющие компании выводят 50-60 единиц техники, чтобы расчистить дворы.
Заметьте, что эта техника почти всегда принадлежит сторонним организациям — не управляющим компаниям, поскольку не используется круглогодично. И я всегда говорю, особенно тем, кто приехал к нам жить и работать недавно (чаще всего именно от них мы выслушиваем претензии), что Норильск — это Крайний Север, это Арктическая зона России, и задача полностью вывезти снег из города не стоит и никогда не стояла. Все, кто живут в городе с рождения или раннего детства, это знают.
Развитие туризма в Норильске становится трендом муниципальной экономики. Город, как часть Арктической территории, получил различные преференции. На повестке дня Арктическая ипотека. Как всё это отразится на экономике и социальной сфере Норильска?
Впервые публично было предложено развивать полярный туризм на всей территории России ещё в 2009 году в Новосибирске при принятии Стратегии развития Сибири до 2020 года. Тогда это предложение что называется «не зашло» — считалось, что Арктика важна только для извлечения ресурсов. Процесс включения туризма в Арктике в госпрограммы затянулся на долгие десять лет. И только в последнюю пятилетку, после принятия Стратегии развития Арктики до 2020 года, а теперь и до 2035 года, развитие туризма стало приоритетным направлением во всех северных регионах. Норильск — не исключение, и это уже не тезисы, а реальные проекты. С 2020 года арктический турпоток вырос в некоторых случаях в десятки раз. Это не предел, а только начало. Создается, инфраструктура, развивается система HoReCA (сегмент сферы услуг и канал сбыта товаров с непосредственным потреблением товара в месте продаж), жители отдыхают в России и наши деньги работают на нашу страну, что важно для любой экономики.
Та же аналогия и с Арктической ипотекой. Когда в 2019 году Минвостокразвития России запустил программу Дальневосточной ипотеки с льготной ставкой 2 % годовых, мы сразу предложили распространить её и на арктические территории. Спустя четыре года такая программа появилась. Она направлена на улучшение жилищных условий в регионе и развитие местного строительного рынка. Любому моногороду нужны новые стимулы для развития, а строительный рынок — один из столпов любой экономики. Кроме того, возведение нового жилья будет способствовать росту населения города и решению демографической проблемы.
Недавно президент России назначил Михаила Котюкова исполняющим обязанности губернатора Красноярского края. Как это кадровое решение отразится на северных территориях региона и особенно на Норильске?
Михаил Михайлович Котюков — человек молодой, мы почти ровесники, но при этом обладающий большим и конструктивным опытом работы в различных федеральных правительственных структурах. Думаю, пока рано говорить о чем-то конкретном, но надеюсь, что он вникнет в проблемы Норильска и наладит с нами конструктивное взаимодействие — со своей стороны мы сделаем для этого всё от нас зависящее.
А в каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится взаимодействие муниципалитета с краевой властью? Есть ли общее понимание развития Норильска с законодателями?
Скажем так — взаимодействие в меру конструктивное. Где-то мы находим общий язык, где-то приходится спорить. Наиболее важно, по крайней мере для городского Совета, взаимодействие с Законодательным Собранием Красноярского края — имеющиеся практики необходимо улучшать, работать над этим регулярно и конструктивно, потому что это дает возможность Норильску получать дополнительные преференции для развития города, масштабного обновления, модернизации социальной сферы, сферы образования и многого другого. Важнейшую роль в этом процессе взаимодействия играют наши депутаты Законодательного Собрания — Дмитрий Свиридов, Людмила Магомедова, Ирина Субочева, Юрий Захаринский, Алексей Дьяченко. Это и есть та самая команда норильчан — «северных» депутатов!
Беседовал Егор Дмитриев,
фото Владимира Макушкина