Затапливали как есть
Перед затоплением ложа водохранилища должна была пройти полная очистка территории: планировалось перенести деревни, вырубить деревья и т. д. Но, как это обычно бывает, все сделать не удалось — затапливали как есть, с лесом, домами, церквями, да и с кладбищами тоже.
На долгие годы «топляки» (оказавшиеся под водой при затоплении деревья) стали одной из опасностей водохранилища. Плавающие бревна были не всегда видны под водой, поэтому владельцам лодок и яхт приходилось быть очень внимательными. Зато для «диких» туристов это было благо — не нужно было заботиться о дровах.
«Впервые на Красноярское море я попала в середине 1980-х — мой брат получил путевку в спортивный лагерь, который располагался в Шумихе. Добраться туда в то время было целым приключением. Нужно было сначала на „Ракете“ доехать до Дивногорска, а затем попасть на автобус, который шел до „Шумихи“. Были и таксисты, но они, наверное, просили много, поэтому мы ездили общественным транспортом. Около лагеря был небольшой пляж, но не песчаный. Это была бетонная плита, уходившая в воду. За ее пределами сразу начиналась большая глубина. Тогда меня поразило огромное количество бревен у берега. Они были без коры, белые от воды, и больше похожи на какие-то древние кости», — рассказывает красноярка Галина.
Еще одно неприятное последствие появления водохранилища — зараженная рыба. Все, кто приезжал на красноярское «море» еще десяток лет назад, точно видели лещей, которые плавали по поверхности и не могли уйти на глубину. Это происходило из-за паразитов, поражавших рыбу. Купаться в таком соседстве не очень хотелось.
«Мы приехали на „Бирюсу“ [молодежный лагерь] в один из первых сезонов и тайком сбегали с девчонками купаться за пределы лагеря. Вода была прохладной, в жару было очень приятно. А вот лещи, кажется так называлась эта рыба, были противными. Стоило зайти в воду, тут же к тебе направлялось несколько этих раздутых особей и начинали кружить рядом. Трупики их товарищей во множестве валялись по кромке воды на пляже», — поделился Максим.
Стало ли чище?
В последние годы явно заметно, насколько ситуация поменялась. Во-первых, все отдыхающие отмечают, что в районе Шумихи и в Бирюсинском заливе стало намного меньше больной рыбы. По крайней мере, это не массовое явление, как было еще совсем недавно.
Деревьев по берегам теперь почти не найти. Поэтому отдыхающим стоит заранее заботиться о топливе для костра.
«Мы ездили на катере в Бирюсинский залив. Вода там очень чистая, прозрачная, не видно никаких водорослей или еще чего. Но страшно глубоко — один шаг с берега и дна под ногами уже нет. Но мы все равно купались. Главное — не нырять, потому что прогревается лишь небольшой слой, около метра-полутора, а под ним очень холодная вода. Хотя мы видели ребят, которые со скал прыгали в заливе», — рассказала красноярка Ольга.
При этом нужно отметить, что Роспотребнадзор ни разу за последние годы не выдал разрешения на работу пляжей на Красноярском водохранилище. Скорее всего, дело не в том, что вода здесь грязная. Просто здесь сложно соблюдать обязательные требования к местам для отдыха у воды, поэтому некому заказывать эти исследования.
Стоит ли ехать?
На водохранилище есть возможности для «дикого» и вполне цивилизованного отдыха на любой кошелек и любой срок. Самые «населенные» районы «моря» — Шумиха со стороны Красноярска (50 км от Красноярска), Приморск (190 км) и Даурское (195 км) в Балахтинском районе, Анашенский бор и берега в районе горы Улазы и деревни Кома в Новоселовском районе (280 км от Красноярска с переправой через водохранилище на пароме), а также большое количество вариантов, которые предлагает Краснотуранский район (около 400-500 км). Здесь есть базы отдыха или кемпинги для палаток.
Добраться до многих мест можно на собственной машине или за дополнительную плату уехать по воде с местными «бомбилами»-лодочниками. С ними же можно договориться о доставке до ближайшей бесхозной зеленой полянки, где удобно бросить палатку и обратно отправиться в условленное время.
Тем, у кого есть собственная лодка, катамаран или сап, но нет опыта, стоит выходить на воду очень аккуратно. Красноярское море, хоть и искусственное, обладает всеми признаками своего естественного родственника. Здесь часто происходят вполне настоящие штормы, которые могут стоить жизни неосторожному туристу, а спасатели не всегда могут прийти на помощь, потому что связь есть далеко не везде.
Красноярское море имеет как своих преданных поклонников, так и тех, кто, приехав сюда один раз, скажет: «Больше никогда!». Попробовать, что такое морской отдых по-красноярски, стоит всем. Хотя бы для того, чтобы точно знать, какое море ваше. А вы отдыхали на водохранилище? Расскажите, что понравилось, а что не очень.
Интернет-газета Newslab