Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Чтобы человек выздоровел, одних процедур мало»: как улучшить работу больниц в Красноярском крае и России?

«Чтобы человек выздоровел, одних процедур мало»: как улучшить работу больниц в Красноярском крае и России?

14.09.2023
14

Большой обмен опытом

Любой, кто был в Красноярской краевой клинической больнице, наверняка замечал, насколько сильно она отличается от обычной поликлиники. И дело не только в количестве и качестве медицинских услуг. Здесь также есть удобная навигация с помощью указателей и цветных линий на полу, в воздухе не витает характерный «больничный запах», а палаты по-настоящему комфортны. Оказывается, причина всего этого — не только в бюджете. Ведь деньгами еще нужно грамотно распорядиться. Как раз этому в Краевой больнице учились годами.

Еще в 2012 году в учреждении запустили программу улучшения рабочих процессов — от момента поступления пациента и до выписки. Со временем персоналу удалось выйти на принципиально новый уровень работы в плане управленческих технологий и менеджмента качества. Серьёзно сократилось число жалоб пациентов и родственников, уменьшилось количество неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи в краевой больнице, повысилась удовлетворённость пациентов и их родственников.

Через несколько лет после старта программы медучреждения из других регионов стали замечать успехи красноярских коллег и брать с них пример. Созданный при поддержке Росздравнадзора на базе краевой больницы Центр компетенций ежегодно посещают десятки делегаций медиков из районов края и других регионов страны, включая Москву.

Чтобы еще эффективнее обмениваться опытом, руководство Краевой больницы инициировало специальное мероприятие — Всероссийскую научно-практическую конференцию. В этом году она прошла в Красноярске уже в 7-й раз и собрала вместе несколько сотен российских и зарубежных специалистов.

На VII Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске разбирают прежде всего вопросы безопасности и качества медицинской помощи. Эти две темы являются ключевыми для нацпроекта «Здравоохранение». В этом году на конференцию приехали делегации из Красноярского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска, Челябинска, Республики Татарстан, Мурманска, Екатеринбурга и Тюмени.

Михаил Котюков выступает с приветственным словом в начале конференции
Фото предоставлено пресс-службой Красноярской краевой клинической больницы

«Здесь собрались представители медучреждений, которые достигли значительных успехов в использовании передовых управленческих технологий, обеспечении безопасности и высокого качества оказания медицинской помощи. Отрадно, что одним из организаторов научно-практической конференции выступает Красноярская краевая клиническая больница, достижения которой отмечены на федеральном уровне. Её отличает команда квалифицированных специалистов, высокотехнологичное оборудование, а главное — уважительное, бережное отношение к пациентам», — сказал глава Красноярского края Михаил Котюков, приветствуя участников конференции.

Опыт коллег из других регионов

Как можно повысить качество и безопасность? На самом деле, способов множество — и они не всегда стоят дорого. Например, коллеги из Республики Татарстан рассказали, как им удалось ускорить оказание экстренной помощи, установив в больнице шкафчики для дефибрилляторов. Раньше дефибриллятор выдавал ответственный сотрудник, но это всегда занимало лишнюю пару секунд — которых могло не хватить для спасения жизни. Чтобы сэкономить, было решено не приобретать готовый шкафчик, а выполнить его на заказ — это оказалось значительно дешевле.

Доклад коллег из республики Татарстан

Другой пример — оформление больницы. Когда бюджет позволил, руководство больницы заказало несколько экранов, которые установили на потолках в коридорах и некоторых кабинетах. На экранах постоянно транслируются видео на тему природы — поэтому пациент, проходящий какую-либо процедуру, больше не обречен подолгу смотреть на белый потолок. Да и на людей, ожидающих приема в коридорах, экраны оказывают успокаивающее действие. Даже врачам в таких условиях работать приятно. По итогу, относительно недорогое новшество положительно сказалось на душевном спокойствии как медиков, так и пациентов.

Чего достигли красноярцы?

Красноярской краевой клинической больнице тоже есть чем похвастаться. Одно из главных ее достижений — система идентификации пациентов. Каждому пациенту, поступающему в стационар, надевается специальный браслет со всей важной информацией: имя, год рождения, наличие аллергических реакций и др. Это помогает при раздаче лекарств, назначении процедур и проведении хирургических операций.

Егор Корчагин, главный врач Краевой клинической больницы
В медицине есть понятие «золотого часа» — считается очень важным оказать пациенту помощь в течение часа после получения тяжелой травмы. В этом случае человек, скорее всего, выживет, и сможет вернуться к высокому качеству жизни. Именно поэтому так необходимо сокращать время доставки пациента в медучреждение и время ожидания в приемном покое.

Благодаря выработанным за годы практикам, удалось заметно сократить время ожидания пациентов — это особенно важно, если человека попал в больницу после ДТП, перенес инфаркт или инсульт.

Главный врач Краевой клинической больницы Егор Корчагин рассказал, что, несмотря на достигнутые успехи, у его учреждения есть еще множество перспектив для улучшения работы.

«Когда мы только начинали делать первые шаги в 2011 году, нам казалось, что улучшений нужно не так уж много. Но сегодня мы понимаем, что работы предстоит еще достаточно — и опыт наших коллег помогает нам в этом. Ежегодно на здравоохранение в Красноярском крае тратится порядка 120 млрд рублей. При таких затратах общество и власть имеют право ожидать качества. Наша задача — найти в этих 120 млрд небольшую часть, которая помогла бы изменить организацию помощи так, чтобы эти 120 млрд использовались максимально эффективно», — заявил Егор Корчагин.

Он также отметил, что для того, чтобы пациент быстрее шел на поправку, недостаточно одних только медицинских процедур — пусть и на дорогостоящих современных аппаратах. Важно отнестись к пациенту по-человечески и быть внимательным к его просьбам.

В идеале, атмосфера в больнице должна быть легкой и не давящей. Для этого важно, чтобы уже на входе каждого пациента встречали приветливые люди, готовые ему помочь, считает Егор Корчагин.

Взгляд со стороны

Одним из гостей конференции стал Радомир Бошкович, внештатный эксперт Росздравнадзора по вопросам менеджмента качества и внедрению предложений по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Он рассказал, что сегодня международные и российские стандарты оказания медицинской помощи — это практически одно и то же. При этом, в обоих случаях медикам еще есть, куда расти и что усовершенствовать. В первую очередь, это касается организационных процессов.

«Безопасность есть безопасность. Мы должны делать всё, чтобы снизить риски. Однако есть разница в плане законов и в отношении общественности к тому, что происходит в больнице. В России если в больнице случается какое-либо происшествие — всегда возникает тенденция найти виновного врача, даже если всё случилось по независящим от него обстоятельствам. Но что если виноват не сам врач, а тот, кто организовал его работу? На этот фактор нужно обращать больше внимания. Предположим, доктор действительно допустил ошибку — но это произошло потому что он два дня подряд дежурил и не покидал больницы. Это частая проблема, когда все врачи в медучреждении работают на 1,5 ставки и более. И вот врач очень устал и допустил добросовестное заблуждение. Нужно ли в первую очередь наказать его? Или нужно в первую очередь задуматься об организационных процессах — и о том, как сделать их лучше?», — рассказал Радомир Бошкович.

Главный идеолог и инициатор проведения конференции Егор Корчагин, гостья из Израиля Клаудиа Консон, эксперт из Сербии, внештатный эксперт Росздравнадзора Радомир Бошкович и представитель Россздравнадзора, заместитель генерального директора ФГБУ " Национальный институт качества" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Олег Швабский
фото: пресс-служба Краевой больницы

Он отметил, что в России в последние годы видна яркая тенденция к улучшению безопасности и качества оказания медицинской помощи. Идет работа по обучению персонала — но людей нужно намного больше, чем сейчас. Нехватка квалифицированных кадров — самая большая проблема. Однако, отметил эксперт, если сравнивать то, что было в России 10 лет назад и сейчас — разница будет огромной; поэтому он в целом оптимистично смотрит на перспективы российской медицины.

Обмен опытом помогает врачам со всей России сделать работу медучреждений быстрее, качественнее и приятнее для всех пациентов. В конце концов, душевное состояние пациента играет важную роль в процессе выздоровления.

Интернет-газета Newslab

Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
Корчагин Егор Евгеньевич
Главый врач Красноярской краевой больницы № 1

Рекомендуем почитать