Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Идеи для жизни и для людей»: как юные участники «Академии.urban» помогают родным городам и поселкам

«Идеи для жизни и для людей»: как юные участники «Академии.urban» помогают родным городам и поселкам

28.08.2024
1
Участники «Перемены» в Красноярске не только учились, но и весело проводили время

Современные школьники не хотят заниматься так, как учились в школах их родители и бабушки: скучные уроки от учителей, которые далеко не всегда и сами заинтересованы своим предметом, задания из учебников и бесконечные контрольные работы. Это убивает интерес к школе, тем более, что у детей есть возможность посещать дополнительные занятия в различных центрах, узнавать много нового и сравнивать. Так что сейчас в тренде интерактивные уроки и запоминающаяся подача материала.

Когда в компании «Норникель» начали работать с детьми в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей», стало понятно, что вовлекать в обучение нужно не только их, но и родителей с педагогами. Так появился образовательный проект «Перемена», который реализуется с 2019 года.

«Мы начали возить педагогов из территорий нашей деятельности по стране и знакомить с опытом передовых школ. Они перенимали знания, а потом везли их домой — в Норильск, Мончегорск, город Заполярный, поселок Никель, Газимуро-Заводской район Забайкальского края. Например, некоторые учителя перестали запрещать мобильные телефоны, а, наоборот, начали применять их на уроках, давая задания найти информацию в интернете. Таким образом росла вовлеченность детей в предмет, хотя есть стереотип, что из-за телефонов она только понижается», — рассказывает директор департамента социальной политики «Норникеля» Ирина Жуйкова.

Ирина Жуйкова

Потом подключили и родителей через совместные мероприятия. Лекции психологов и интересных спикеров помогают взрослым лучше понимать детей, учат их вместе искать нужный путь. Совместные квизы и другие игры тоже дали свои результаты — дети сближаются со своими родителями, узнают, что у них, оказывается, очень интересные и талантливые педагоги и у всех взрослых есть большой багаж знаний, которым они готовы делиться. Дети, которые «выросли» из рамок проекта, могут вернуться в него уже в качестве наставников.

«Компании „Норникель“ очень важно вовлекать молодежь в городские изменения. Потому что именно эти ребята потом будут жить в наших городах. Одно из направлений „Перемены“ — Urban, появилось, чтобы ребята смотрели на свои города и думали, как их можно менять. Мы очень часто проводим различные опросы вместе с нашими агентствами территориального развития о том, каким быть городам, как сделать микрорайоны удобнее, какие детские площадки поставить, чего вообще не хватает. Школьники тоже активно участвуют в этих исследованиях и их мнение очень сильно отличается от мнения взрослых жителей города, потому что это разные целевые аудитории. Мы очень часто слышали, что детям не хватает общественных пространств, креативных пространств. Значит нам нужно формировать ответ на этот детский запрос в наших мастер-планах дальнейшего развития городов», — пояснила Ирина Жуйкова.

Участники программы Urban собрались в этом году в Красноярске, чтобы научиться создавать проекты и понять, как они сами могут повлиять на изменения окружающей их среды.

В первые дни школьников возили на экскурсии в различные организации города, чтобы развивать «насмотренность» и искать идеи для дальнейших проектов.

Айсел Рзаева из Норильска три года подряд принимала участие в очных модулях «Перемены», а в этом году решила поучаствовать в квизе, с помощью которого отбирали участников «Академии.urban». Для этого нужно было пройти несколько испытаний и решить предложенные организаторами задачи.

Айсел вместе с друзьями решила взяться за проект создания пространства для семейного отдыха в Норильске на озере Долгое. Важный момент — пространство должно быть доступным для людей, а пока это большая проблема — добраться туда могут только те люди, у которых есть собственный транспорт.

Айсел Рзаева

«Работать над проектом было достаточно трудно. Нам объяснили, что нужно найти проблему, которую мы хотим решать, а затем нужно было правильно ее сформулировать. Это оказалось совсем непросто. А потом все вместе мы искали решение и воссоздавали его», — поделилась девушка.

Из 10 проектных команд большинство взяли в работу темы, так или иначе связанные с окружающей средой. Кто-то предложил создать модернизированные приюты для животных, а кто-то взялся за тему обращения с мусором.

Лиза Гугушкина приехала в Красноярск из поселка Никель. Вместе с другими участниками команды она разработала проект по обучению людей ответственному обращению с животными.

«У нас многие люди не знают, как ухаживать за животными. Как правильно с ними гулять, где это можно делать. Поэтому мы хотим информировать людей об этом, например, проводить лекции в школах», — рассказала Лиза Гугушкина.

Каждый проект нужно было не просто разработать, но и защитить перед компетентным жюри. В него входил, в числе прочих, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Виталий Дроздов.

«Супер положительное впечатление от общения с ребятами. Они очень умные, светлые. И они очень глубоко погружаются в те вопросы, которые их окружают. Мы говорили с ними о том, что их волнует, что должно произойти в их жизни, чтобы она стала лучше. Ребята приехали сюда из большого промышленного города Норильска, а также небольших городков, где присутствует компания. Казалось бы, они будут говорить о больших трубах, промышленных выбросах, полигонах... Конечно, они об этом знают, но понимают, что экология это то, что здесь и сейчас, рядом с нами. Поэтому они говорили про мусор, про фантики и пакеты, которые, к сожалению, их земляки выбрасывают. Они думают о безнадзорных животных. И ребята, которые еще учатся в школе, понимают сложность этой задачи и, самое главное, видят пути решения», — отметил Виталий Дроздов.

Вместе с другими экспертами он не просто «экзаменовал» участников «Перемены», но и давал им советы, как лучше представить свой проект, под каким углом лучше посмотреть на проблему и какие еще темы затронуть.

Виталий Дроздов

Не остались без внимания участников «Перемены» и социальные проблемы. Например, как вам идея привлечь молодых мам и бабушек к занятиям фитнесом, а вместо тяжелого «железа» держать на руках ребенка? Разработать упражнения школьникам помог тренер, а они, со своей стороны, планируют продвигать этот комплекс в массы.

Или проект Виктории Полоротовой из Газимуро-Заводского района Забайкалья. Она рассказала, что ее очень беспокоит проблема одиноких стариков. В ее родном поселке много бабушек, которых необходимо объединить. Молодые люди придумали для них большую лавку, на которой старики могли бы собираться и общаться. В дальнейшем вокруг можно было бы возвести беседку с библиотекой внутри, провести освещение.

Экспертов этот проект очень «зацепил» и они дали участникам совет обязательно подать его на грант, так как есть большой шанс получить деньги на реализацию.

У ребят из «Академии.urban» впереди много возможностей. За 10 дней занятий они нашли новых друзей, «прокачали» свои умения, увидели новый город и много красивых мест, поговорили с экспертами, которые поделились с ними своим опытом и дали дельные советы. Смена закончится, они вернутся домой и займутся реализацией разработанных проектов и будут ждать следующего года. Кто-то приедет на «Перемену» как участник, а кто-то может вернуться уже наставником, чтобы помогать, поддерживать и учить младших.

Дроздов Виталий Александрович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края IV созыва

Рекомендуем почитать