- Николай Васильевич, до того как Вам предложили должность директора парка «Роев ручей», Вы работали в системе администрации Красноярска. Как отреагировали на новое назначение?
- Сложно. Три года назад я работал в Департаменте недвижимости и никогда не думал и не планировал связать свою жизнь с зоопарком. Но я всегда стремился к природе, поэтому Пимашков знал, кому предложить эту работу. Первое время было трудно, но я быстро вошел в курс дела, потому что раньше работал в системе профтехобразования, был директором сельского техучилища. Тогда в моем распоряжении находилось подсобное хозяйство - 300 гектаров земли, которые мы с учащимися обрабатывали: пахали, сеяли…Там же имелся и загон для скота. Так что у меня уже был опыт работы с животными.
- В любом деле есть свои сложности. Какие трудности присутствуют в работе с животными?
- Естественно, что одной из основных проблем в нашем парке является содержание редких животных, которые изначально не обитают в нашем регионе. К ним относятся как приматы, некоторые пресмыкающиеся, земноводные, так и экзотические звери. Но все эти вопросы мы решаем.
Итогом полноценной работы всех наших зоологов и врачей является получение потомства. Недавно наши специалисты уже получили прибавление в семействе котов-рыболовов (у них родились два котенка), появились на свет и 3 леопарда, теперь ждем детенышей в семействе куньих - харза.
Еще одна из трудностей - определение пола у хищных птиц. Если, например, взять отряд куриных, то там выявить «девочку» - «мальчика» несложно: у самца окрас яркий, а курочка – серая. По-другому у хищников: пол совы специалисты-орнитологи устанавливают только по группе крови и температуре тела, так как внешние отличия просто отсутствуют.
- Как Вы относитесь к тому, что в бюджете города на 2003 год на финансирование парка «Роев ручей» выделено 22 миллиона рублей, в то время как статья расходов на профилактику безнадзорности в нем отсутствует?
- Хочу вас немного разочаровать. Финансирование «Роева ручья» от городского бюджета предусмотрено только в размере 11 миллионов, и это в 10 раз меньше, чем бюджет разваливающегося футбольного клуба «Металлург», куда входят 10 человек.
Это и в разы меньше того, что выделено городом на другие программы…Кроме того, из городской казны мы «подпитываем» только 4 своих статьи, которые идут на зарплату работников, корма для животных, частично ГСМ, электроэнергию, приобретение зверей и птиц. Все остальное - 11 миллионов – нам предложили заработать самим.
Пробить строчку в бюджете в наше время сложно, но мы это все-таки сделали - и что в итоге? Некоторые партии даже обозвали главный финансовый документ города «зоологическим», хотя это такая чушь. Что касается отсутствия в бюджете статьи о профилактике безнадзорности, то я считаю, что это ужасно. Нельзя в подобной ситуации кивать, как некоторые депутаты, на существование пенсионеров, это программы, которые должны быть обязательно заложены в федеральное финансирование. Местный же бюджет должен решать проблемы города.
- А как Вы собираетесь заработать эти деньги?
- Наш парк предоставляет платные услуги. Сюда входят входные билеты, стоимость которых самая низкая в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, мы получаем прибыль от услуг экскурсоводов – у нас можно заказать экскурсию. Есть прокат лошадей, платная парковка, платные туалеты, разрабатывается конный маршрут на заповедник «Столбы»…
- Николай Васильевич, трудно ли в наше время быть добрым по отношению к животным?
- Тут надо начинать с того, что такое зоопарк и каковы его главные направления? Необходимо сказать, что основное в «Роеве ручье» - просветительская работа, так как через дискуссию, просвещение, рассказ о зоологии, биологии и животных люди получают определенные знания, которые помогают им больше узнать о братьях своих меньших. Вторая важная установка - наука, которая показывает нам, как сохранять и содержать животных. На сегодняшний день, например, в парке можно увидеть зверей, которых уже нет в живой природе, но мы нашли способы и сохраняем их для наших потомков. И в-третьих, конечно, это отдых людей, которые расслабляются здесь душой.
…К нам приходит много посетителей, как, например, в этот раз на первоапрельскую акцию со снежным человеком. Люди, которые посещают зоопарк, видят животных и значит, признают в зверях, птицах и рыбах живых существ. И если это осознание действительно пришло, то они делаются добрее и никогда уже не могут никого обидеть.
…На первое апреля «Роев ручей» отпраздновал и Всемирный день птиц, мы провели выставку, на которой были представлены рисунки более 300 детей Красноярска. Кроме того, ребята сочинили про некоторых животных стихи, которые мы потом объединили в одну книгу. Вот, например, как дети написали про ястреба:
…Я знаю, что эти дети никогда не будут поэтами, не будут художниками, но я также знаю, что они всегда будут любить животных и будут любить людей. И мне кажется, что зоопарк помогает решать такие задачи – помогает быть людям добрее.
- Недавно в Москве прошла конференция Евроазиатской ассоциации зоопарков, где было принято заявление Красноярского парка флоры и фауны о вступлении в «союз» зоопарков Европы и Азии. Какие новые возможности это обстоятельство открывает перед «Роевым ручьем»?
- Сегодня мы можем сказать, что наш парк флоры и фауны официально признан зоопарком – 26 марта в Москве состоялась конференция Евроазиатской ассоциации зоопарков, на которой было рассмотрено и удовлетворено наше заявление. В ассоциацию были приняты два новых коллектива - парк Польши и «Роев ручей». И теперь новый статус дает нам право войти в информационную базу Евроазиатских зоопарков и производить комплектование животными, в том числе и теми, которые занесены в Красную Книгу, через их правление. Например, у нас есть тигр, мальчик, а где-то в Чехии есть тигрица, и теперь мы можем получить и получать в дальнейшем потомство, которое будет полноценным, т.е. без близкого родства. Кроме этого, вступление в эту ассоциацию дает нам возможность участия во всех научных и практических конференциях. Одним словом, подобный статус - решение всех проблем, которые связаны с зоопарком.
- Парк растет и развивается, и окончательное его обустройство планируется завершить к 2005 году. Какие дальнейшие шаги Вы намерены предпринять?
- Я думаю, полностью строительство завершится еще позднее, так как ключевые проекты очень большие, но план застройки до сих пор не готов. К сожалению, бюджет города не позволяет парку развиваться так, как, может быть, хотелось, поэтому сегодня мы практически законсервировали ограждение южной стороны «Роева ручья», сократили программу по обеспечению зоопарка связью и малыми токами, урезали график по строительству новых вольеров…
К сожалению, многие программы в области культуры зависят от конкретного человека. Есть печальный опыт в Санкт-Петербурге, где благодаря известному и уважаемому Яковлеву, совершенно равнодушному к проблемам культуры, зоопарк, испытавший блокаду, переживает сейчас не лучшие времена. Закрылся Благовещенский зоопарк и тоже исключительно из-за отношения городских властей - смена команды в управленческих структурах сразу сказывается на культурных программах, в том числе и на зоопарках. А у нас в Сибири это очень важно. Сегодня «Роев ручей» - не просто любимое место отдыха, но и визитная карточка города.
- Сколько и какие виды животных сейчас обитают в вашем парке?
- На первое января у нас насчитывалась коллекция в 162 вида и 632 экземпляра, после чего было еще пополнение. К слову, в прошлом году у нас жил 271 обитатель.
В перспективе же у нас большие задумки. Мы планируем построить несколько вольеров, где будут жить представители южных полушарий: пингвины Губольда, тюлени и котики. Эти животные сложны в содержании, у них очень ранимая иммунная система, поэтому они живут только в тех местах, где нет микробов. Пингвины будут находиться за стеклом, где будут предусмотрены водообмен, чистка, много сложных инженерных сетей. Кроме этого, мы хотели бы, чтобы здесь присутствовал африканский представитель копытных - зебра, а также слон. Мы планируем построить и хороший хозблок, гаражи, столярный цех, ветлечебницу с современным оборудованием (пока мы пользуемся услугами городских ветлечебниц), конюшню, коровник, птичник. То, что вы сегодня видите – это самое лучшее, а вся черновая работа должна выполняться в зоопитомнике.
- Берет ли парк флоры и фауны на постоянное местожительство животных, отработавших свое в цирке?
- Да, и тому пример - наш легендарный тигр Ахилл, подаренный нам братьями Запашными. Он отработал в цирке более 17 лет, и сейчас можно сказать, что он находится на заслуженном отдыхе у нас в парке. Ахилл поступил в тяжелом состоянии: он долго находился в ограниченном пространстве, в маленьких неудобных клетках. Последние 3 года он уже не работал, его просто возили по стране. У него полностью нарушена перистальтика кишечника, мы его кормим только фаршем, он даже кусочки мяса не может переваривать. Сейчас тигр уже отъелся, и я думаю, он у нас поживет еще пару годиков. Еще из цирковых у нас живут гамадрил-павиан Гоша, макака, несколько попугаев. Но мы стараемся сегодня уходить от этой политики, так как в цирке на животных накладывается определенный отпечаток: цирк - это работа на износ, хотя там их люди и любят. Обезьяны- самцы, как правило, поступают кастрированные, да и самочки уже просто выжаты… Вступив в ассоциацию зоопарков Европы и Азии мы будем комплектоваться только через зоопарки и зоопитомники.
- Есть ли у Вас здесь какой-нибудь любимец?
- Знаете, на мой взгляд, нет разделения на плохих и хороших животных, есть отношение к животным. Я просто общаюсь со зверями, хожу к приматам, люблю лошадей, мне очень нравятся кошки - начиная от самой маленькой и заканчивая тигром. Все по-своему дороги. И даже те медведи, которые свирепые и страшные. Моя цель – сделать так, чтобы у людей выработалось чуткое отношение к животным и, как мне кажется, у меня это получается.
Николай Васильевич, я знаю, что одно из Ваших увлечений – охота. Как соотносится такое хобби с Вашей работой?
- Я общаюсь с директорами других зоопарков, и многие говорят, что ездят на охоту не затем, чтобы кого-то убивать. Во-первых, это - общение. Это занятие, которое дает возможность поговорить с интересными людьми и отдохнуть на природе. А сам трофей, как правило, значения не имеет.
В этом году мне удалось съездить на охоту два раза. Первый раз на уток и второй раз, по лицензии, ездили на копытных, хорошо отдохнули. Я знаю, что это увлечение, коснулось не только меня. Например, за 3 дня до смерти даже Брежнев был на охоте, увлекались этим и Ленин, и Хрущев, и еще десятки людей, страстных любителей природы. Трофеи воспринимаются совершенно по-другому, как победа над чем-то... Это надо прочувствовать. Хотя сейчас я совсем иначе отношусь к этому занятию. Мои друзья даже шутят: «Мы брать тебя не будем. С тех пор, как ты стал директором зоопарка, мы перестали добывать трофеи». Но я повторю, охота в наше время – это, прежде всего, отдых на природе. Сейчас у нас в крае что-то добыть становится уже проблематичным, поэтому проще приехать в «Роев ручей» и увидеть вживую.
- Николай Васильевич, есть ли у Вас домашние питомцы?
- У меня долго жил английский сеттер, мы с ним ездили на охоту, были на выставках, участвовали в полевых испытаниях. Но с рождением внука у нас появились проблемы с аллергией, поэтому собаке пришлось переехать в другой город, где она сейчас и живет.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Раньше увлекался фотографией, а теперь обычно выезжаю на охоту или на рыбалку, больше времени не хватает ни на что. Читаю книги. По профессии я экономист, поэтому чтобы быть «в теме» по биологии, зоологии, читаю энциклопедии, изучаю специальную литературу.
Беседовала Наталья Патюкова.