Чем человек отличается от зверя? Отсутствием волос? Умением думать? И кто сказал, что уверенность в обладании этой способностью на самом деле не ошибочна? Эти и другие вопросы поднимаются в драматической притче «Зверь» М Гиндина и В. Синакевича, представленной красноярцам Канским драматическим театром. Спектакль поставил главный режиссер театра Андрей Луканин, а художественное оформление к нему подготовила красноярская художница Елена Турчанинова. Кстати, в 2001 году ее работа была признана лучшей по итогам краевого сезона.
…Место действия – земля после катастрофы. Сцена оформлена в мрачных черно-багровых тонах, повсюду мрак и запустение. По земле бредут уставшие путники – отец (Василий Васин), мать (Ольга Смирнова) и дочь (Елена Захарова). Питаются корешками, огонь добывают с помощью трения. Родители после катастрофы утратили память о прошлом и облысели, их дочка родилась без волос. Отсюда убеждение – все люди такие. И встреча с другим существом не оставляет сомнений – он зверь, потому что у него есть волосы. Так завязывается конфликт пьесы.
Над мыслями и поступками героев витает тень некоего «человека со стеклами на глазах», непререкаемого авторитета для отца. Его наставления – руководство к действию, и их смысл не обсуждается. В частности, этот загадочный гуру сказал, что отличительная особенность человека – способность думать. Но, как показывают дальнейшие события, по-настоящему этой способностью обладает только зверь (Павел Рубан). Его появление вносит хаос в привычный образ жизни семьи. Загадочный незнакомец умеет добывать вкусную еду, он быстро осваивает «человеческий» язык – зверь, а какой умный! Да еще и смеет при этом сомневаться в наставлениях «человека со стеклами на глазах». Рушатся стереотипы, и вот уже даже консервативный отец готов закрыть глаза на то, что зверь все больше и больше нравится его дочке. Пусть он не человек, но не куковать же ей век одной. Но вдруг – о счастье! – семья встречается еще с одним человеком, другом (Олег Мичков). И не важно, что он груб, грязен и не имеет ни малейшего представления об элементарной культуре поведения. Зато свой – без волос, да еще и со стеклами на глазах! Ату зверя, он нам больше не нужен!
По сути, основной конфликт пьесы – противостояние личности и толпы. Или, если хотите, интеллигенции и народа. Зверь – олицетворение личностного начала в человеке, человек думающий, который не хочет жить, как все, подчиняться стереотипам. Он добр, искренен, стремится к знаниям. Но не в силах противостоять примитивной логике масс, и расплата закономерна – его разум не выдерживает.
А что же семья? В спектакле канского театра в полной мере показано, что происходит с человеком, когда им овладевает стадный инстинкт. Сначала отец не сомневается, что в состоянии окультурить друга. Но происходит обратное: его незатейливая установка «мне б пожрать, а потом бабу, бляха-муха» - становится смыслом существования всех. Жизнь опять стала простой и понятной…
При всей глубине содержания в спектакле немало комичного. Во многом за счет дочери, ее искренней непосредственности и наивности. «Ты меня укусил, зверь? Ну-ка, укуси еще!» - говорит она зверю, осмелившемуся в первый раз поцеловать ее. Молодой актрисе Елене Захаровой прекрасно удалась эта роль. И самое большое сожаление в финале, что и ее героиня не смогла преодолеть стереотипы, не только подчинилась обстоятельствам, но и агрессивно перечеркнула все лучшее в себе.
Несмотря на излишнюю вульгаризацию финала, в целом спектакль был благожелательно воспринят красноярской публикой. Забегая вперед, скажу, что еще один спектакль канцев, привезенный на гастроли в Красноярск – «Спектакль, который не состоялся…» по пьесе Ива Жамиака «Месье Амилькар» - впечатляет гораздо меньше. Но об этом – в следующем обзоре.
Елена Коновалова