…Они встречаются каждый год в один и тот же день. И так на протяжении 24 лет! Меняется их жизнь, меняются они сами – у каждого своя семья, дети, потом внуки... Только их отношения не утрачивают свежести, над ними как будто не властно время. И они все так же нужны друг другу.
Речь – о Дорис и Джордже, героях спектакля Красноярского театра им. Пушкина «Через год в тот же день» по пьесе американского драматурга Бернарда Слейда. Спектакль был поставлен четыре года назад на бенефис заслуженной артистки России Тамары Семичевой. И все эти годы он пользуется неизменным успехом у публики. Как написала на форуме сайта театра одна зрительница, «для меня он единственный, что еще можно посмотреть!». Не вызывает сомнений, что секрет популярности этой постановки во многом кроется в обаянии главной героини. По сути, спектакль так и остался бенефисом Тамары Семичевой.
Увидев Семичеву на сцене хотя бы один раз, забыть ее невозможно. Игра актрисы – всегда потрясение, независимо от качества постановки. До сих пор вспоминаю ее Голду в трагикомедии Григория Горина «Поминальная молитва». А как великолепны в ее исполнении Боди ("Прекрасное воскресенье для пикника") и императрица Екатерина ("Петр и Алексей")! Мало кто из партнеров сравнится с Тамарой Семичевой в искренности и выразительности.
В спектакле «Через год в тот же день» объединены шесть новелл из жизни влюбленных (язык не поворачивается назвать их любовниками!). Дорис и Джордж (заслуженный артист России Виктор Лосьянов) познакомились случайно в незнакомом городе. Он приехал по делам, она – на исповедь в монастырь. Что их бросило в объятия друг друга, поначалу удивления не вызывает – у каждого свои проблемы в семейной жизни, и почему бы не расслабиться немного на стороне?! Но что побуждает эту пару встречаться на протяжении почти четверти века? Явно не секс становится основной составляющей их встреч.
Лосьянов очень убедительно сыграл закомплексованного неврастеника, который мучается от своих измен жене, но не может отказаться от общения с любимой женщиной. И все же актер явно уступает своей партнерше. Хотя на долю его героя выпадает самое трагичное в пьесе – сначала гибель старшего сына во Вьетнаме, потом преждевременный уход из жизни жены. Но он слишком ровен и однообразен, и именно игра Тамары Семичевой подчеркивает этот трагизм: ее голос прерывается и дрожит, и невозможно усомниться в искренности ее слез и глубине сострадания.
Спектакль «Через год в тот же день» получился удачным во всех отношениях – и остается таковым до сих пор. Впечатляет сценография заслуженного деятеля искусств Александра Баженова и костюмы Елены Турчаниновой, нет нареканий к режиссуре Андрея Максимова. Жанр постановки обозначен как комедия, но к нему, скорее, подходит другое определение – это самый настоящий блюз, где комичное переплетается с легкой грустью. И это ощущение еще больше усиливает вступление на саксофоне в начале каждого акта. Казалось бы, что мешает героям соединиться? Но в молодости каждого удерживает любовь к подрастающим детям, а в зрелом возрасте – уважение к своим спутникам жизни. Как можно предать мужа, с которым прожила всю жизнь, спрашивает Дорис. И что есть семья, если не привычка?
В марте в театре состоится очередной бенефис заслуженной артистки России Тамары Семичевой. К ее творческому юбилею будет поставлена комедия «Ханума». Но вряд ли спектакль «Через год в тот же день» в ближайшее время сойдет с афиши.
Елена Коновалова