В очередном ликбезе выясним, что же такое анклав и чем он отличается от эксклава. По этому поводу спорят журналисты и географы. В словарях пишут, что:
Анклав (из франц. enclave, от позднелат. inclavere – запираю на ключ) – в международном праве часть территории чужого государства, окруженная территорией своего государства.
Эксклав (от лат. ex – вне + clavis – ключ) – часть территории, географически изолированная от основной части своего государства и окруженная чужой территорией.
То есть разница между анклавом и эксклавом заключается только в том, откуда смотреть: то, что для нас анклав, для жителей другого государства будет эксклавом, и наоборот. Примерно как с иммигрантами и эмигрантами. Так, Брайтон Бич в Нью-Йорке – пример анклава, сложившегося в результате бывшей советской (ныне российской, украинской и др.) эмиграции.
Если быть терминологически точным, то Калининградская область для россиян – эксклав, а для других стран (и как объект международного права) – анклав. Еще в качестве примера можно привести южноафриканское Королевство Лесото. Эта страна входит в состав британского Содружества и является анклавом на территории ЮАР.
Еще уточнение: если анклав имеет морской берег, то его называют уже полуанклавом. Полуанклавом, например, была Восточная Пруссия в 1919-1939 гг. Уже упомянутая Калининградская область тоже полуанклав, так как со всех сторон область окружена территорией других государств и имеет морской берег.
Интересно, что слово анклав впервые зафиксировано в «Словаре иностранных слов» под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова (М., 1964), а вот эксклав впервые появляется в словарях только через 34 года, в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С.А. Кузнецова (СПб., 1998).
Замечу, большинство специалистов сходятся во мнении, что эксклав – это всё же профессиональный термин, поэтому в разговорной речи и в публицистике можно обойтись более привычным анклавом.