Главная
>
Статьи
>
«Богиня: как я полюбила»

«Богиня: как я полюбила»

22.10.2004
28
Режиссёр: Рената Литвинова
В ролях: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков


«Богиня: как я полюбила»

Иногда, раскрывая ноутбук, приходится делать выбор: о каком фильме будет написан очередной обзор. Конечно, выбор этот не так уж и тяжек, но результат его неизменно сказывается на настроении, далеко не всегда в результате меняющемся в лучшую сторону. На этот раз выбирать пришлось между неожиданным срывом самого влиятельного и, пожалуй, самого знаменитого из ныне здравствующих режиссёров и тщательно спланированным безумием от самого стильного персонажа отечественной богемы. Не приходится сомневаться, что гораздо проще было бы писать о «Терминале», рассказывающем историю жителя выдуманной восточноевропейской страны, всерьёз и надолго застрявшего в нью-йоркском аэропорту. Поделиться мыслью, что великий Спилберг впал, по всей видимости, в маразм или, возможно, лишь временно помутился рассудком, непременно упомянуть о том, насколько всё-таки хорош Том Хэнкс, и всё – текст готов – легко и просто.

Но невероятная литвиновская «Богиня: как я полюбила» – кино куда как более занимательное, хотя сказать, что просмотр этой картины доставляет удовольствие, решусь вряд ли, и уж тем более не стану никому её рекомендовать. Смотреть такое – уже работа, а уж писать об этом фильме… Далеко не каждый способен выдержать Ренату Литвинову хотя бы в течение десяти минут, а час сорок Литвиновой в фильме Литвиновой – это, сами понимаете, испытание для сильных духом. Холодная красавица, получившая всенародную известность благодаря не столько своим работам, сколько пародиям Максима Галкина, вызывает у большинства сограждан жуткое раздражение, в силу чего любая её работа априори адресована довольно узкому кругу зрителей. Так было с достаточно простым для восприятия фильмом Веры Сторожевой «Небо. Самолёт. Девушка» (где Литвинова не только играла главную роль, но и была автором сценария), ещё в большей степени это верно для совершенно иррациональной «Богини…».


«Богиня: как я полюбила»

Конечно, говоря об этой картине, можно ограничиться казённым языком прокатчиков и тогда это будет выглядеть примерно так: «фильм рассказывает о женщине-следователе, в руки которой попадает дело о пропавшей девочке. Ребёнка ищут уже год, и даже безутешный отец, похоже, перестал верить в чудо. И только Фаина продолжает поиски. Она чувствует, что девочка жива…». Пожалуй, сюжет передан весьма точно, но загвоздка как раз в том, что сюжета никакого в этом фильме и нет, а то, что можно за него принять, особого значения не имеет. Действие происходит не на улицах и в домах Москвы, а в голове героини – улицы, дома, люди в значительной степени лишены примет времени и пространства, Фаина (героиня Литвиновой, та самая женщина-следователь) и те, с кем она вступает в контакт, существуют вне окружающей действительности. Поэтому ни у автора, ни у его героев нет никакой необходимости ограничивать себя рамками реального и возможного – их мир не более чем условность.

Сама Литвинова называет свой фильм экранизацией душевного состояния, и нет никаких оснований не согласиться с ней, здесь мечущаяся душа актрисы раскрывается как нигде и никогда ранее. Но message, заключённый в «Богине…», ничуть не оригинален – все эти идеи уже неоднократно высказывались, в том числе и самой Литвиновой, однако она нисколько не боится повторяться и продолжает настойчиво вещать о самом главном. Картина, начинающаяся как вполне стандартный мистический или психологический триллер, к финалу уносится в совершенно невыносимые эмоциональные высоты, где уже нет места рассуждениям, где выживают только очень сильные чувства. Препарировать такое кино совсем не хочется, оно – как поэзия – либо принимается, либо нет. Но никак нельзя не сказать о двух элементах этого чуда: во-первых, мощнейшая визуальная составляющая – картина живописна до невозможности, и не нужно быть большим знатоком (хотя и не помешает) изобразительного искусства, чтобы увидеть и прочесть заключённые в ней цитаты.

Во-вторых, актёры, актёры и ещё раз актёры, с поразительной точностью и безжалостностью (и к самим себе, и к зрителю) воплотившие всю эту немыслимую кунсткамеру безумных образов, рождённых нездоровой фантазией Литвиновой. Убийственно хорош и величественен Суханов в роле «стигматичного» профессора. Виктор Сухоруков традиционно мастерски, с невыносимой пронзительностью играет жалкого и печального страдающего отца, потерявшего дочь и упустившего смысл жизни. Чудесна Ксения Качалина, играющая горбунью, а Вера Сторожева в роли буфетчицы, спасающей страждущих на фоне коллекции обложек VOGUE, выразительна до боли, похмельной боли. А что же сама Литвинова? Всё как всегда – в жизни эта женщина играет Ренату Литвинову, какой мы её знаем, а в кино – Ренату Литвинову, играющую героиню крайне на неё похожую.

И, конечно же, нельзя забыть о невероятной энергии, которую фильму придаёт звучащая в нём музыка (Ник Кейв, Игорь Вдовин, Земфира Рамазанова), но даже она не помогает «прочистить изображение». Такое кино, как приговор – оно заставляет нас вспомнить о том, «как страшно жить», но и не даёт забыть о том, что смысл в жизни есть.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать