Главная
>
Статьи
>
«Александр» / «Alexander»

«Александр» / «Alexander»

29.11.2004
32
Режиссёр: Оливер Стоун
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Джаред Лето, Энтони Хопкинс


«Александр» / «Alexander»

Великий воин. Великий полководец. Великий правитель. Провидец. Герой. Кем был этот человек на самом деле? И был ли он действительно столь велик? Да или нет? Пожалуй, ответ не имеет особого значения – важно лишь то, что о нём помнят как о величайшем за всю мировую историю завоевателе, покорившем к двадцати пяти годам большую часть известного мира. И не важно, что не так уж эта часть была и велика, а где-нибудь в глубине Африки и, тем более, на далёких заокеанских континентах никто и слыхом не слыхивал о каком-то Александре. Не важно, ведь и цивилизованный мир не имел об их существовании ни малейшего понятия, но важно, что Александр, которого иначе, как великим, никто и не называет, раздвинул границы этого известного мира и бесповоротно изменил пути его развития и весь ход истории.


«Александр» / «Alexander»

По крайней мере, именно такой трактовки придерживается в своём фильме Оливер Стоун. Отринув любые сомнения, он рисует образ героя, не совсем безупречного, но достойного колоссального уважения и безмерного восторга. Александр (Колин Фаррелл) предстаёт перед нами мечтателем, способным пожертвовать ради воплощения великой мечты всем, в том числе многими жизнями – жизнями врагов, союзников, подданных, друзей, наконец, своей собственной. Выстраивая свою оригинальную версию великой легенды, Стоун начинает повествование с раннего детства Александра, рассказывая о том, как он рос и воспитывался в атмосфере ненависти и непрерывного противостояния отца – могущественного македонского царя Филиппа (Вэл Килмер), подчинившего своей власти всю Грецию, и матери – прекрасной и коварной Олимпиады (Анджелина Джоли), которая ради сына, его власти и величия была готова уничтожить любого.


«Александр» / «Alexander»

Стоун не оставляет и тени сомнения в исключительности Александра, очень рано сделавшего свой выбор и ещё юношей ступившего на путь, который должен был привести и привёл его к величию и бессмертию. После убийства Филиппа, в организации которого многие подозревали Олимпиаду, да и самого Александра, двадцатилетний македонский царь сумел не только удержать под своей властью Грецию, но и объединить греков для войны с персами. Но, начав свой поход на Восток как продолжение дела отца, мечтавшего о победе над Персией и господстве в Малой Азии, Александр зашёл так далеко, как и сам не мог представить. В своём стремлении достигнуть края мира он раздвигал его границы, пока это было возможно. Дерзость, бесстрашие, уверенность в себе превратили его в единственного владыку Азии, но завели настолько далеко, что даже самые преданные соратники начали сомневаться и отворачиваться от него.


«Александр» / «Alexander»

К тому времени под властью Александра уже были Египет и Сирия, Финикия и Палестина, Мидия и Бактрия, его империя растянулась от Балкан до северо-западной Индии. Рассказывая о великих победах своего героя, Стоун на удивление сдержан в демонстрации сражений – на почти трёхчасовой фильм приходится всего две крупных батальных сцены, первая из которых – грандиозная битва при Гавгамелах, в которой был окончательно разбит персидский царь Дарий. При этом крови, пота и слёз в картине более чем достаточно. Но, уделяя больше внимания личности Александра, чем его свершениям, режиссёр сознательно умалчивает о жестокостях, к которым тот прибегал для укрепления своего могущества, – о судьбе мятежных Фив мы слышим лишь пару слов в рассказе постаревшего Птолемея (Энтони Хопкинс), а о непокорном Тире и вовсе ничего.


«Александр» / «Alexander»

Но, во многом идеализируя Александра и однозначно трактуя все спорные моменты в его пользу, Стоун всё-таки не умалчивает как о казне Филоты и его отца Пармениона – полководцев, обвинённых (возможно, ложно) в заговоре против царя, так и об убийстве преданного соратника Клита, поднявшего голос и осмелившегося критиковать Александра. Оливер Стоун, никогда не щадивший ни своих зрителей, ни их чувств, на этот раз весьма сдержан в визуальной составляющей, что, впрочем, ни в малейшей степени не говорит о скудости картинки. Но всё-таки Стоун – великий провокатор, просто на этот раз он избрал несколько иной путь: в фильме не просто открыто говорится о бисексуальности Александра, его любовь к Гефестиону (Джаред Лето) провозглашается одной из главных движущих сил великих свершений царя.


«Александр» / «Alexander»

Стоун рассказывает об отношениях Александра и Гефестиона, избравших себе в качестве примера для подражания Ахиллеса и Патрокла (чувства которых создатели «Трои», к слову, обошли стыдливым молчанием), совершенно не смущаясь. Правда, поддавшись то ли давлению продюсеров, то ли собственным «оскаровским» амбициям, наиболее откровенные сцены режиссёр всё-таки вырезал. Впрочем, это лишь часть – пусть и важная – грандиозной, поистине эпической драмы о величайшем человеке своей эпохи, вдохновлявшем тысячи людей на бессмертные подвиги, память о которых прошла через столетия. Оливер Стоун, долгие годы лелеявший мечту снять фильм об Александре и получивший такую возможность благодаря успеху «Гладиатора», вложил в это кино столько энергии и эмоций, что не проникнуться заложенным в него великим духом просто невозможно.

И пусть образ Александра – безудержного бунтаря и космополита – не слишком историчен, но фильм настолько красив и впечатляющ, что предлагаемая режиссёром версия событий с лёгкостью затмевает имеющиеся по этому вопросу знания. Стоун сумел вместить в три часа грандиозные битвы, радость побед, горечь предательства, личные трагедии, страсть и нежность, проще говоря, всё то, из чего складывалась великая жизнь великого человека, очень рано покрывшего себя славой и получившего безграничную власть и, в оплату за всё это, очень рано из жизни ушедшего. И не важно, каким на самом деле был Александр, важно, каким его помнят – важно, что он сумел раздвинуть границы мира и победить смерть.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать