Ностальгическая комедия. Пожалуй, именно такое определение больше всего подходит к спектаклю «Чужой ребенок» Красноярского театра им. Пушкина. Не случайно и сам режиссер постановки Владимир Гурфинкель обозначил ее жанр, как «комедию о том, как любили наши бабушки и дедушки». Но было бы ошибочно полагать, что спектакль интересен только людям старшего поколения.
Написанная в 30-е годы прошлого века пьеса «Чужой ребенок» Василия Шкваркина пользовалась бешеным успехом, ее ставили во многих театрах страны. Частично интерес режиссеров к этой незамысловатой комедии объясняется ее скандальностью и даже неприличной крамольностью по меркам того времени. Судите сами: молодая актриса Маня (в спектакле театра им. Пушкина ее играет Мария Алексеева) репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Ее слова случайно услышала дачная подружка Зина (Элина Присакару) и разнесла «потрясающую новость» по всему дачному поселку. Трое влюбленных в Маню мужчин дружно от нее отворачиваются, а родителей чуть инфаркт не хватил от таких известий. Еще бы – ведь в то время между простыми советскими юношами и девушками секса не было по определению! Что уж говорить о «старорежимных» родителях… А тут еще и Маня, обиженная до глубины души гнусными инсинуациями, решает проверить ухажеров «на вшивость» и делает вид, что да, на самом деле беременна – ну с кем не бывает? Кто любит, и такую замуж возьмет – на зависть сплетнице Зинке! Так закручивается интрига, типичная для комедии положений.
Но режиссер Владимир Гурфинкель счел, что в пьесе есть нечто большее, чем просто забавный сюжет со всеми его хитросплетениями. Это мироощущение людей, живущих в эпоху, когда все самое страшное еще впереди. Их еще не коснулся удушающий гнет всеобщей подозрительности, порожденный волной репрессий, все это еще будет, потом. А пока можно беззаботно радоваться жизни в расслабляющей летней атмосфере дачного поселка, любить и искренне верить в светлое будущее – да и может ли быть иначе? Не случайно при просмотре спектакля вспоминаются черно-белые советские фильмы того периода, такие светлые и наивные… И такие притягательные в своей наивности.
Невольную аналогию с кинематографом еще больше подчеркивает сценическое оформление «Чужого ребенка», подготовленное Ирэной Ярутис. Все решено в мягких пастельных тонах, дополнительную легкость происходящему придают подвесные декорации. Они не статичны. Незабываема сквозная мизансцена, когда герои летят навстречу друг другу, раскинув руки, - и березы кружатся вместе с ними. Солнце во всем: оно мягко освещает лица героев, стволы деревьев, отражается в речной воде… На сцене – настоящий водоем, в который то и дело от избытка чувств плюхаются персонажи спектакля (помню, как после премьеры артисты искупали в нем режиссера – наверное, сильно допек репетициями!). Все это, как и нежная музыка Леонида Иновлоцкого, еще больше усиливает заразительную эмоциональность спектакля.
Правда, иногда эти эмоции кажутся чрезмерными, такое ощущение, что в отдельных сценах актеры переигрывают. Особенно много прямо-таки щенячьей энергии у Кости (Даниил Коновалов), самого явного претендента на руку и сердце Мани. У влюбленного студента чувства хлещут через край, того и гляди, захлебнется! Иногда это утомляет – не только зрителей в зале, но и его друга Яшу-Юсуфа (Дмитрий Корявин), хоть и кавказца, но куда более сдержанного в проявлении своих нежных чувств к женщине. Впрочем, наверное, как и положено кавказскому мужчине.
Самые же интересные и глубокие роли получились у старшего поколения, родителей Мани – Сергея Петровича Караулова (заслуженный артист России Владислав Жуковский) и его жены Ольги Павловны (Галина Дьяконова). Именно они олицетворяют собой старую интеллигенцию, не желающую изменять себе в угоду времени. И, пожалуй, у Жуковского, отметившего недавно свое 60-летие, на сегодня это одна из лучших ролей.
По мнению публики, «Чужой ребенок» - один из лучших спектаклей в репертуаре театра. Хотя в чем-то мнения и разделились: как с сожалением высказалась одна зрительница на сайте театра, с приходом новых исполнителей спектакль смотреть почти невозможно. Позволю себе не согласиться – спектакль не ухудшился, он просто стал немного иным. Например, если в исполнении Андрея Киндякова инженер Прибылев, отвергнутый жених Мани, выглядел холодным и высокомерным эгоистом, у Алексея Смолки этот персонаж представляется хитрым, прожженным циником. А Виктория Болотова в роли студентки Раечки ничуть не уступает своей предшественнице Жанне Коняевой.
Елена Коновалова