В ролях: Роберт Де Ниро, Бен Стиллер, Дастин Хоффман, Барбара Стрейзанд
В продолжении ненавязчиво-забавного «Знакомства с родителями», где компанию Стиллеру в его дурачествах составлял великий Роберт Де Ниро, число задействованных священных коров киноиндустрии возросло в три раза, только вряд ли сиквел от этого стал втрое интереснее и веселее. Но посмотреть на увенчанных многочисленными регалиями и званиями суперзвёзд, выступающих в весьма необычных для себя амплуа, конечно же, крайне любопытно. Думается, что это обстоятельство способствовало (и продолжает способствовать) грандиозному кассовому успеху картины ничуть не меньше, чем любовь наших заокеанских братьев по разуму к примитивному юмору.
И, надо сказать, в смысле нетрадиционных образов «живые легенды» не дают поводов к разочарованию – Де Ниро, Хоффман, Стрейзанд дурачатся, юродствуют, предаются клоунаде и прочим пенсионным забавам с жизнерадостным энтузиазмом того же сорта, что присущ престарелым пациентам мамаши Факер, проходящим оригинальный курс сексотерапии. Чего стоит Дастин Хоффман, заходящийся «в приступе» капоэры, а уж про тантрический массаж в исполнении Барбары Стрейзанд и говорить нечего. Но комедийные эксперименты серьёзных актёров, собственно, и есть то единственное, что может оправдать поход на этот фильм.
Нельзя не признать, что «Знакомство с Факерами» кино достаточно ровное, профессионально сколоченное, почти лишённое пустот и провалов, но не более того. Отчего-то бесконечные объятия Бёрнса и старшего Факера, демонстрация высушенного кусочка крайней плоти Факера младшего, изнасилование пёсиком Мойшей кота Облома, излияния незадачливого жениха после укола «сыворотки правды» и прочие гэги, коими фильм набит до отказа, не вызывают ни восторженно-радостного умиления, ни гомерического хохота. Честно признаюсь, что практически весь фильм улыбка, время от времени превращающаяся в ухмылку, не покидала моего лица, но рассмеяться не довелось ни разу.
А ближе к счастливому финалу Джэй Роач ещё и вытаскивает на поверхность политический подтекст и предпринимает несколько «смелых» попыток посмеяться над ЦРУ и сложившейся в Штатах ситуацией с правами человека. С какой целью он предпринимает такой «решительный» демарш не совсем понятно, ведь демонстрируемое на протяжении почти двух часов сожительство Факеров с Бёрнсами и без того в значительной степени напоминает затянувшиеся дебаты между Биллом Клинтоном и Джорджем Бушем по широкому кругу вопросов, причём ничего особенного смешного обнаружить в этом не удаётся.
Но более всего в «Знакомстве с Факерами» грязного белья, в котором главные герои самозабвенно копошатся на потеху публике, коей предлагается на пару часов превратиться в сборище вуайеристов, прильнувших к замочной скважине в двери, где сокрыта чья-то частная жизнь. Впрочем, что-то забавное можно найти и в самом этом занятии, и в наблюдении за людьми ему предающимися, хотя при всём желании не могу разделить восторгов, высказанных в адрес фильма некоторыми критиками, убеждёнными, что «ничего более смешного в мировом кинопрокате в прошлом году не появилось, да и в наступившем почти наверняка уже не появится».
Александр Спасов