В ролях: Павел Баршак, Ингеборга Дапкунайте, Виктор Сухоруков, Андрей Краско
– А топор зачем?
– На всякий случай – я один, мало ли что...
«Маньяк каждой жертве надевал на руку наручник, а потом… выпускал все кишки» – звучит не слишком приятно и слегка пугающе, не правда ли? Но так оно и должно быть, ведь «Ночной продавец» – это триллер на полном серьёзе. В наличии имеется безумный маньяк и его несчастные жертвы, ужасы кровавой расправы и мгновения напряжённого ожидания, да и все прочие ингредиенты леденящего душу хоррор-коктейля также занимают своё законное место на экране. Но вот ведь какое дело – стоило авторам лишь слегка сместить акценты, и «всамделешний» психологический триллер обернулся умной, стильной, слегка чёрной комедией.
Даже и не берусь предположить, тонкий расчёт, вдохновение или что-то ещё позволили создателям картины удержаться от крайностей и точно выдержать необходимые пропорции, чтобы в результате у них получилось не только интересное, но и оригинальное кино. А ведь анонсы ничего подобного не обещали, только вдумайтесь: «молодёжная комедия-ужастик с эротико-детективным уклоном». Словами не передать, какие жуткие картины рисовало моё изумлённое воображение в ответ на обещания этого загадочного уклона. И если бы не фамилии Сухоруков и Дапкунайте на афишах, не видать прокатчикам моего скромного взноса в кассу фильма.
Так или иначе, но смотреть «Ночного продавца» я всё-таки пошёл, уселся в кресле поудобнее, проникся приличествующем случаю скепсисом, приготовился «страдать и плеваться», съел весь попкорн, выпил колу, тут как раз кончилась реклама и началось кино. Да так хорошо началось, что минуте примерно к десятой, а то и раньше, пришлось напрочь забыть о своём негативном настрое и получать от увиденного удовольствие. А показывали вот что: ночная Москва, на улице льёт как из ведра – именно такую погоду любит Маньяк, и именно в такую ночь Студент заступает на свою первую ночную смену в круглосуточном магазине…
Охранник заболел и молодому продавцу предстоит провести эту ночь в одиночестве, но Жена Босса решает поразвлечься, так что скучать Студенту не придётся. И всё бы хорошо, вот только закрывать магазин нельзя, поэтому парочке постоянно приходится прерываться: то случайный покупатель зайдёт, то ловящий Маньяка Сыщик, то Босс с проверкой заявится. И все такие подозрительные, аж жуть – ведь где-то рядом Маньяк выискивает очередную жертву. Но жизнь – странная штука, охотник и жертва самым неожиданным и невероятным образом могут поменяться местами. И новой жертве в этой ситуации проще всех (мертвецу-то беспокоиться уже поздно), а вот что делать невинному человеку, на руках у которого – вот незадача – оказывается свежевыпотрошенный труп?
Сюжет, прямо скажем, особой оригинальностью не блещет, но то, как эта история поставлена и сыграна, вызывает подлинный восторг. На протяжении полутора часов авторы балансируют на грани между триллером и комедией, умудряясь сохранять полнейшую серьёзность даже в критические моменты. Добавьте к этому удивительное внимание к мелочам, органично вплетённые цитаты из современной классики, безумные диалоги и отличную музыку (знал бы Пётр Ильич Чайковский, что он пишет шикарные саундтреки к триллерам). Всё вместе создаёт совершенно непередаваемую атмосферу, превращающую этот простой фильм в настоящий праздник настроения.
Но, вне всяких сомнений, главное достоинство «Ночного продавца» – это блестящие актёрские работы. Вся такая забавная Ингеборга Дапкунайте (Жена Босса) и Павел Баршак (Студент) вместе составляют роскошный дуэт. Впрочем, Павел Баршак и сам по себе чрезвычайно хорош, можно сказать, что именно его игрой по большей части и создано удивительное настроение картины. Описывать выражение его лица в лучших сценах представляется занятием бессмысленным – это надо видеть. Андрей Краско (Сыщик) просто неподражаем, особенно, когда рассказывает, почему не ест свинину. А работа Виктора Сухорукова (кого бы он мог здесь сыграть?) в комментариях не нуждается – высший класс, как всегда.
Александр Спасов