Главная
>
Статьи
>
Вспоминаем платоническую любовь, соблазняем студенток, встречаем королей

Вспоминаем платоническую любовь, соблазняем студенток, встречаем королей

30.06.2003
0
Юта
«Рожь и клевер»
Мистерия Паблишинг, 2003

Дело было так. Я вставил «Рожь и клевер» в устройство и нажал «Play». Чувственный женский голос несколько невнятно, но громко пропел «ПАХАЛА». Я судорожно выключил воспроизведение, выпил стакан, скажем, воды и почувствовал, что сейчас услышу альбом модной певицы. Со второй попытки Юта пропела «АХАЛАДАопятьвнезапны». На третьей строчке голос певицы, попытавшись забраться на пол-октавы выше отведенного природой лимита, выродился в беспомощное шипение, и я почувствовал, что это будет альбом модной певицы в стиле рок. Предчувствие меня не обмануло.

Была у меня в детстве платоническая (предмет обожания присутствовал у родителей на грампластинке) любовь по имени Людмила Сенчина. Женщина эта пела глубоким и чувственным голосом грустные хорошие песни про любовь и разную красивую природу, а также их взаимосвязь. Юта вызывает во мне живые воспоминания о Людмиле Сенчиной и проливает свет на моё тёплое к последней отношение. Людмиле никогда не приходило в голову оснащать свои песни рублеными гитарными риффами и спид-металлическими басами. Никогда она не пыталась сыграть голосом за всю группу «Apocalyptica». И никогда композиции её не обрастали фишками вроде «когда музыка закончится, десять секунд петь „та-та-там“, а потом сказать „блин“». Одним словом, Сенчина пела душевную советскую эстрадную музыку без выкрутасов. По камушкам речка бежит, и всё в том же духе. Причём если из творчества Юты (вернёмся наконец к Юте, пожалуй) вычесть всё вышеперечисленное, останется как раз душевная эстрадная музыка. И когда Юта сама догадывается сделать это, получаются очень приятные эстрадные композиции с заметным этническим налётом в аранжировках и сердечными незатейливыми текстами. Таких вещей на альбоме — целых три штуки: «Вольная» (с очень красивой флейтой в бэкграунде, усиливающей впечатление этно-поп-стилистики), «Имя» (один из двух каверов с недавнего трибьюта группе «Пикник»; второй «Фиолетово-чёрный», слушать ещё труднее, чем оригинал) и «Радиосны», расчётливо поставленная в конец альбома. Лучше всего запоминается, как известно, последняя песня, и Юту хотелось бы запомнить именно такой: следующего альбома, который будет, видимо, называться «Фтор и кальций», я постараюсь избегнуть.

Eros Ramazotti
«9»
BMG, 2003

Это прозвучит парадоксально, но если бы Эрос Рамазотти пел на русском языке, за «9» он наверняка удостоился бы статуса «надежды русского рока». Ну, надежды рокопопса-то уж точно. Трёхлетнее ожидание принесло нам совершенно удивительные плоды: девятый по счёту студийный альбом знаменитого итальянца музыкально не похож ни на один из предыдущих релизов. Он совершено не оставляет впечатления коммерческого и больше всего напоминает смесь Бутусова времён «Чужой Земли» и Битлз времён «Magical Mystery Tour». Большинство композиций — акустические, электронные вкрапления можно пересчитать по пальцам. В аранжировках всегда очень много пространства, несмотря на то, что минималистичными их никак не назовёшь: и струнные, и духовые используются на всю катушку. И почти все они — восхитительно позитивны, постоянно устремлены вверх и при этом не допускают ни малейшего надрыва.

Два альбома рок-н-ролльных грандов упомянуты были отнюдь не случайно: я не могу привести более показательных примеров того, что получается, когда внутренняя свобода подкреплена талантом композитора и аранжировщика и не стеснена внешними рамками. У Рамазотти — всё это плюс неизменно виртуозный вокал. Кстати, вокал — единственное, что может немного смазать впечатление от «9»: он очень узнаваемый. Сами по себе все голосовые ходы отменно красивы и идут, что называется, «от сердца», но по прошествии пятидесяти минут они могут несколько, что ли, измотать. Впрочем, мы, циники, наверное, просто не привыкли к такой сердечности. Вам будет проще.

Ундервуд
«Красная кнопка»
Снегири, 2003

Если вам, не дай боже, случится склонять к соитию студентку искусствоведческого факультета, у вас неизбежно возникнет неопределённость с музыкальным фоном для романтического вашего свидания. Сергей Жуков и его «Мне с тобою зае..сь» отпадают по понятным причинам. Ночные снайперы? Девушки любят ночных снайперов, но в данном случае они должны любить вас, а не всхлипывать на пятой минуте свидания. Брамс? Оставьте, ради бога: у неё Брамс в печёнках плюс два часа каждую пятницу. Что нам остаётся? Клубная музыка. То есть такая музыка, в которую можно с большой приятностью вслушиваться на произвольном месте в течение 10 секунд, но в то же время совершенно не обязательно обращать на неё внимание сверх этого времени.

«Ундервуд» в этом смысле — безусловный фаворит. 10 композиций на втором по счёту альбоме акклиматизировавшейся в Москве украинской команды пропитаны тем самым меланхолизмом «пыльных скверов и площадей», за который мы любили группу «Мегаполис» и им подобных городских романтиков. Тексты — нарочито расслабленные, они целиком состоят из перетекающих одна в другую выпуклых фигур, никогда не образующих единого целого: «Но прыгает сердце с места в карьер, но под поезд ложится Люмьер, часики-ходики бьют отбой — ну и чёрт с тобой». Аранжировки — ненапряжённые старомодные акустические рок-н-ролльчики и джазики, самую малость тронутые электроникой, причём именно так тронутые, чтобы звучание стало ещё более ностальгичным. Голос такой, которым только и можно петь «по микросхеме осень потекла» (цитата, между прочим, из песни «Мой фюрер, это знак» — явной реминисценции на эпатажную «Гагарин, я вас любила»). Гимн гастарбайтеру и переосмысление образа девушки с веслом.

Приятнейший альбом, который, предупреждаю, не оправдает ничьих ожиданий, потому что музыкантам на ожидания плевать.

Skin
«Fleshwounds»
EMI Records Ltd, 2003

Я был приятно удивлён, когда Skin ушла из очень плохого коллектива «Skunk Anansie», спровоцировав (будучи фронтвумэн) его распад. Сейчас я опять приятно удивлён, на сей раз там фактом, что из тёмного «сканковского» прошлого Скин вынесла единственную вещь: своё неподражаемое сопрано. Ну, ещё, правда, басиста Кэсса, но басиста можно не считать.

«Fleshwounds» — это одиннадцать соул- и пауэр-баллад, очень экставертных и очень размеренных. Слишком размеренных. Местами, к сожалению, даже скучноватых. Скин, похоже, пошла по пути Дженнифер Лопез: «если уж терять драйв, то — весь». Есть на альбоме вещи очень энергетичные и притягательные (вроде вышедшей первым синглом «Trashed» или фортепианно-электронной «Lost»), и голос её на этих вещах буквально творит чудеса (настоящий мощный негритянский соул-вокал — это всегда здорово), но есть и откровенно проходные. Но если учитывать, что это — только начало сольной карьеры, то лиха беда начало. Вполне лиха.

Camouflage
«Sensor»
Polydor Island Group, 2003

Camouflage, оказывается - команда статусная. Они у нас ни кто иные, как короли германского синт-попа. Я не знаю, насколько велико королевство германского синт-попа, но правители у него, похоже, вполне прогрессивные ребята. «Sensor», по общему мнению (к которому я присоединиться не могу в силу того, что не слышал ранних альбомов), стал самой удачной работой группы, и даже на в целом равнодушного к синт-попу меня он произвёл очень приятное впечатление. Camouflage, что называется, глубоко копают. Традиционной для синт-попа сухости звучания они умело избегают, играя, где надо, с аранжировочными решениями, характерными скорее для альтернативного рока (открывающая альбом «Me And You») или для new-wave («Here She Comes», «Lost»). И всё это — под соусом из очень и очень стилистически правильного вокала: голос у Маркуса Мейна, механистичный и эмоциональный одновременно. идеально подошел бы почти для любого электронного проекта.

Очень хочется, чтобы «Sensor» стал успешным - у Camouflage были неприятности с продюсированием и длительный творческий спад; им сейчас отнюдь не нужно чего-нибудь, что их подкосит. Удачи, короли.


Увидимся. Музыки — много.

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. 54–13–31

Рекомендуем почитать