Руководитель образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка
В 1979 году окончил Красноярский государственный университет.
После службы в армии до 1987 года работал в КГУ.
С 1987 года – директор школы № 106 (гимназия «Универс»).
В это же время работал в КГУ доцентом, заведующим кафедрой. В 1999 году переехал в Москву.
В настоящее время работает в должности руководителя образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка.
Доктор педагогических наук, автор нескольких книг и около двухсот публикаций.
Исак Давидович, чем Вам приходится заниматься как руководителю образовательных проектов российского представительства Всемирного банка?
Я отвечаю за реализацию нескольких проектов, которые инициированы Министерством образования Российской Федерации, поддержаны кредитами Всемирного банка и его консультационной помощью. Есть команда, которая проекты реализует, моя же роль состоит в некой общей координации и анализе. Вообще наша организация работает в 160 странах и фактически уполномочена ООН помогать в решении проблем социально-экономического развития.
В настоящее время мы реализуем два проекта. Правда, для такой страны, как Россия, проекты небольшие – первый на 50 миллионов, второй – на 100 миллионов долларов. Один из них связан с развитием общего и начального профессионального образования, изменением структуры сети школ и профессиональных училищ, модернизацией училищ, вводом новых механизмов финансирования и управления. В частности, мы пытаемся привлечь к управлению образованием общественность и бизнес.
Второй проект направлен на информатизацию системы образования, в его рамках мы помогаем сделать рывок в использовании информационных технологий в школе. Он реализуется в семи регионах, причем пилотным регионом для этого проекта является Красноярский край.
Вы считаете, что информатизация повлияет на качество образования?
Она облегчит работу учителя и учение ученика. Если
Что можно считать показателем качества образования?
В поисках ответа на этот вопрос сейчас находится вся педагогическая наука. С моей точки зрения было бы безответственно давать
Однако считается, что наше образование лучше западного…
Это является одной из самых вредных иллюзий, которые есть в нашей стране. Мы уже говорили о том, что считать хорошим образованием. Обычно приводят пример: приехал наш ученик в американскую школу, и там в восьмом классе проходят то, что у нас в четвертом. Да, это так, наши программы – одни из самых нагруженных в мире. В связи с этим наши ученики знают больше, чем средние ученики на Западе.
Однако в
В чем же причина этого самообмана?
Он связан с тем, что у нас есть сложная система отбора талантливых детей, например, Красноярская краевая летняя школа – часть такой системы. Эти умные дети попадают в очень хорошие школы к очень хорошим учителям, побеждают на международных олимпиадах. Но посмотрите, – мы и в спортивных олимпиадах выступаем неплохо, а продолжительность жизни в стране такая же, как в некоторых бедных странах Африки. То есть победы в спорте совершенно не означают, что в стране здоровое население. Так же победы на физмат олимпиадах не означают, что среднее массовое образование отвечает современным требованиям.
Я считаю, что наше массовое образование в значительной степени проигрывает стандартизированному массовому образованию за рубежом, и не только на Западе, но и в
Если подобные достижения не являются показателем, значит, особо талантливые дети оторваны от социума?
Не думаю, все зависит от того, что с этими детьми делать. Если их натаскивать исключительно на решение задач, тем самым специально маргинализировать, то у них, конечно, будут проблемы. Если же просто заставлять их голову работать, то проблем у них не будет. Согласитесь, у умного человека меньше проблем, чем у глупого. Надо помочь им двигаться, куда они хотят, помочь думать, и поверьте, ничего плохого с ними не случится.
Бытует мнение, что красноярская гимназия № 1 «Универс», основателем которой Вы являетесь, из экспериментальной педагогической площадки превращается в некое модное место, куда просто престижно отдать ребенка…
Об этом начинали говорить, еще когда я работал там директором, а гимназия была
Гимназия планирует использовать в работе программу международного бакалавриата. Как Вы считаете, это система у нас сработает?
Директор школы Вячеслав Башев рассказывал мне об этих планах. Это исключительно влиятельная и признанная во всем мире учебная программа. Коллектив школы сейчас работает над тем, чтобы объединить и взять лучшее из того, что есть у нас и у них. Думаю, что все будет так, как запланировано. В гимназии работают прекрасно подготовленные учителя, им надо лишь немножко поменять ориентиры. Считаю, что их стажировка за рубежом и дальнейшее преподавание в Красноярске – это было бы замечательно.
Приедете на празднование
Да, меня пригласили. 17 ноября 2006 года у меня уже отмечено в календаре.
В этом году юбилей отметила Краевая летняя школа. Ее тоже можно считать Вашим детищем?
Не совсем так. Возможно, меня можно назвать прародителем, но не первого ряда. Первая летняя школа была создана по инициативе Вениамина Соколова и Владислава Бытева. Я был вожатым во второй, потом подхватил эстафету от Бытева. Кроме того, вместе со мной работала команда замечательных людей.
Вы видите какие-либо основательные перемены, произошедшие в КЛШ за 30 лет?
Нет, и это хорошо. От людей, которые продолжают сюда ездить, я знаю, что по большому счету все осталось, как было – дух, расписание, структура жизни. Вообще КЛШ – поразительное явление, я не знаю других примеров. Это сообщество людей, которое воспроизводит само себя. Родители многих учеников
Беседовала Надежда Новикова