Обычно выражениям «телячьи нежности» и «телячий восторг» придаётся ироническое звучание: и то, и другое означают неоправданное, излишнее проявление чувств и внимания к чему-либо. Сегодня мы попытаемся разузнать, откуда они взялись.
Первое, судя по всему, принадлежит перу Фёдора Михайловича Достоевского. Впервые в литературе оно встречается в его романе «Братья Карамазовы»: «Мать ошибалась: маму свою он очень любил, а не любил только “телячьих нежностей”, как выражался он на своем школьническом языке». Второе – плод мысли великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, появилось в печати немногим ранее «нежностей» Достоевского. В книге «Сатиры в прозе» он пишет: «И мы, члены этого строгого и взыскательного, члены этого поистине нравственного меньшинства, до такой степени искренно восторгались убогими нашими героями, что потребность лизаться упорно засела в нас даже по сию пору, когда, по-видимому, нет уже и побудительных причин ни для лизания, ни для телячьих восторгов».
Очевидно, что оба выражения были придуманы примерно в одно время, то есть во второй половине девятнадцатого века, поскольку в словаре Даля, составленном чуть раньше указанного времени, этих выражений нет. Зато там упоминается поговорка «Телячье мясо нежно». Как знать, возможно, именно она и стала прообразом для ироничных выражений.
С другой стороны, есть и самое простое объяснение происхождения этих выражений: телята отличаются ласковостью, а их большие навыкате глаза всегда выглядят восторженными. Ласковое теля двух маток сосёт, а бодливому и одна не дастся (Пословица). А есть ещё – телячий восторг. Ничего не произошло – а телёнок безумствует (А. Блок).