Главная
>
Статьи
>
Эх, не тот был мужчина!..

Эх, не тот был мужчина!..

03.12.2005
3

Первую премьеру нового сезона Красноярский театр им. Пушкина доверил молодому режиссеру. В конце октября Олег Юмов, ученик Сергея Женовача, известного красноярцам своим спектаклем «Мальчики», представил на Большой сцене драму Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы».

В этом году Юмов только заканчивает свое обучение в РАТИ. Постановка в Красноярске – его первая работа на профессиональной сцене, и режиссер не скрывал своего волнения. Но, несмотря на некоторую неуверенность почерка и неровность отдельных фрагментов, «Дом Бернарды Альбы» далек от студенческих опытов. Вопреки рассуждениям скептиков, спектакль стал настоящей удачей для театра им. Пушкина.


«Дом Бернарды Альбы» (Служанки)

А сомнений поначалу хватало. И в силу возраста самого режиссера – не слишком ли серьезная задача для 23-летнего юноши? И из-за выбора материала для постановки – эту пьесу Юмов взял по предложению театра. В драме Лорки около десятка женских ролей. Драматурги нечасто щедры на такое изобилие, и вопрос занятости актрис порой вырастает в серьезную проблему. Чего не избежал и театр им. Пушкина… Казалось бы, что можно ожидать от спектакля с подобной установкой? Не спешите с выводами.

Актрисы, занятые в «Доме Бернарды Альбы», в последние годы действительно не были избалованы новыми ролями – в лучшем случае их можно было увидеть разве что в эпизодах. Тем сильнее впечатление от их новой работы – публика с восторженным удивлением открывала для себя знакомые имена. А некоторые из них – особенно Галина Дьяконова в образе Бернарды, – были просто неузнаваемы в первые минуты действия.


«Дом Бернарды Альбы» (Бернарда)

…На сцене – мрачные серые стены дома зажиточной селянки Бернарды Альбы, недавно овдовевшей. Из оформления – тяжелый шкаф темного дерева, стол и черные стулья с высокими спинками, – ничто здесь не подразумевает уюта и комфорта. Сумрачность атмосферы усиливает монотонный звук колокола в начале каждого действия. В этой аскетичной, почти монастырской обстановке проходит жизнь Бернарды и пяти ее незамужних дочерей. Столь прямолинейные акценты художника Марии Вольской не случайны – Бернарда сама обрекает дочерей на монашеское существование. Пусть умрут старыми девами, коль нет для них в селении достойных женихов! Вот только один подходящий – красавчик Пепе Римлянин (Владимир Скробан). Его сватовство к старшей и самой богатой, 39-летней Ангустиас (Галина Цыганкова), вносит хаос и раздор в вялотекущее существование сестер. «Просто женщины без мужчины, вот и все. В таких делах и про родную кровь забываешь», – сокрушается старая служанка Понсия (заслуженная артистка России Светлана Сорокина). Ей вторит мать Бернарды, полубезумная Мария Хосефа: «Пепе – великан. Вы все его любите, но он вас сожрет». Однако, несмотря на внешнее помешательство, старая бабушка (Лидия Тюшнякова) – самая нормальная в этом семейном террариуме. Ее исполненный отчаяния вопль – хочу мужчину! – озвучивает тайные желания всех в доме Бернарды. Но вызов судьбе осмеливается бросить только самая младшая, двадцатилетняя Адела (Екатерина Мишанина)… За что и поплатится – завистливая сестрица Мартирио (Диана Крыжановская) не позволит ей насладиться мимолетным счастьем. Неудовлетворенное женское либидо – страшная сила!


«Дом Бернарды Альбы» (Адела)

Впрочем, злобное соперничество сестер вызывает в зале не смех, а сочувствие – да и как их не пожалеть при такой мамаше? Жестокость Бернарды оборачивается настоящей трагедией для ее дочерей. Но, к сожалению, всю драматичность этой истории перечеркивает неудачное решение роли Пепе (Владимир Скробан) – по сути, самая большая ошибка Олега Юмова.

Если женские образы в спектакле целостны и продуманны, то мужской – сплошное недоразумение. Уже с первой своей реплики Скробан откровенно забавляет публику. Объясняясь Ангустиас в любви, он произносит сакраментальную фразу: «Ты ведь уже знаешь, что я закинул глаза на тебя?». Как известно, в русском языке есть другое расхожее выражение – «положить глаз». Актер не оговорился – спасибо переводчику Ю. Наумову! Но неужели режиссер не заметил столь явное несоответствие? С этого момента Пепе уже никто не воспринимает всерьез. Стоит ли удивляться, что выстрел в незадачливого жениха вызывает в зале радостные аплодисменты – и поделом ему! Но трагический финал спектакля испорчен необратимо…


«Дом Бернарды Альбы» (Пепе и Ангустиас)

Нельзя сказать, что Владимир Скробан совсем уж не подходит на роль знойного соблазнителя. Но то ли недостаток опыта, то ли режиссерская небрежность – на сцене актер практически ничего не делает. Как-то с трудом верится, что именно он – первый парень на испанской деревне. А на контрасте с брутальным Дмитрием Корявиным (актер выходит на сцену в одном из эпизодов и в квартете гитаристов) Скробан проигрывает вдвойне.

Кстати, Корявин изначально должен был играть Пепе на пару со Скробаном. Но по каким-то своим соображениям наотрез отказался – вроде как артисту до смерти надоел его имидж мачо. Что ж, в данном случае совершенно напрасно. Учитывая, что, по замыслу режиссера, все музыкальные номера (за исключением скрипки и виолончели) здесь исполняются вживую. А поет Владимир Скробан еще хуже, чем играет…

Идея живого звука, однако, сама по себе неплохая – к тому же Юмов удачно вплел в ткань постановки стихи Гарсиа Лорки. И композитор Ирина Белова блестяще справилась со своей задачей: ее музыкальное оформление просто идеально соответствует духу пьесы Лорки. (К слову, публика услышала уже третий вариант – режиссер впервые работал с профессиональным композитором и долго не мог определиться, какую же музыку он хочет услышать в своем спектакле.) А с каким нескрываемым удовольствием поют актрисы!


«Дом Бернарды Альбы» (Сестры и служанка)

Невольно напрашиваются сравнения с прошлогодней постановкой «Ханумы», где весь вокал записан на фонограмму… Но в «Доме Бернарды Альбы» музыкальную идиллию разрушает опять же Пепе-Скробан. Положение вещей отчасти спасает сопровождающий его ансамбль гитаристов. С участием все того же Дмитрия Корявина…

Впрочем, делать жесткие и однозначные выводы после премьеры – занятие неблагодарное и бессмысленное. Спектакль часто выравнивается показов через десять. Особенно, если артисты искренне увлечены работой в нем – что в полной мере можно сказать и о «Доме Бернарды Альбы». Полагаю, все его неровности в скором времени сгладятся. А режиссер Олег Юмов получил в театре им. Пушкина кредит доверия – его пригласили на постановки и в последующие сезоны. На этот раз – с выбором собственного материала.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать