Главная
>
Статьи
>
Владислав Жуковский: «Сорокину я бы устроил аутодафе»

Владислав Жуковский: «Сорокину я бы устроил аутодафе»

07.02.2006
2

Заслуженный артист России, депутат красноярского Городского Совета


Владислав Жуковский

Прежде чем согласиться на встречу, депутат горсовета Жуковский взял паузу – буквально секундную. Что-то вспомнить или посмотреть. «Приходите, – радостно сказал он, – вашего издания в моем черном списке нет». При том, что минимум половина красноярской прессы в нем обретается. Позволившие себе, по мнению Владислава Яковлевича, в его адрес грубость. Или наглость. Хотя сам депутат в выражениях симпатий и антипатий тоже не стесняется. Надо ли его представлять? Актер театра им. Пушкина. Профессор. В политике уже лет пятнадцать. Основная ассоциация с ним – «защита нравственности» Владислав Жуковский ограждает граждан от порнографии и прочей безнравственности.

«Кабелировать надо!»

А что такое, Владислав Яковлевич, порнография? Каким местом она, скажем, отличается от эротики? Спрашиваю как эксперта...

Я и есть эксперт. Так получилось, что вопросами общественной нравственности занимаюсь где-то с 1990 года. Еще в краевом Совете был одним из авторов закона о ней. Что до определения порнографии, то здесь, понимаете, ничего личного, ничего от себя. Есть нормативные документы, за подписью министра культуры. Открываем. Читаем: «Натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта, детализированная демонстрация гениталий в процессе сексуального контакта». Важное условие: «Исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне художественной цели».

А когда «фиксация полового акта» соответствует «художественной цели»? Кто это решает?

Вот фильм Тинто Брасса «Калигула». Там есть сцены совокупления. И я, борец с порнографией, – за то, чтобы они были. Без них непонятен смысл убийства Калигулы, непонятно, за что возмездие.

Вернемся к определению, уж больно занятное. Легко представлю себе порносайт, не противоречащий такому закону. Если «детализированное изображение гениталий» будет вне «процесса сексуального контакта»...

Да, странно получается: Чтобы была порнография, обязательно вдвоем надо и в деталях: А если сам с собой или просто голая женщина – уже эротика. На Западе по этому поводу удивляются. У них-то просто. Все, что ниже пояса, – порнография. А у нас придумали: мягкое порно, жесткое порно, эротика, есть даже понятие – криминальное порно. Как будто бывает порно не криминальное.

Получается, что Запад более пуританский?

Да! С 23.00 до 4.00 по каналу СТС легально идет эротика, но по западным стандартам это порно. Там, чтобы посмотреть «на это», обязательно ставишь себе кабельное телевидение. А у нас это бесплатно. Многие дети в 23.00 не спят, смотрят. У меня сын, дочь, у обоих в комнате по телевизору. Что же мне, телевизоры отбирать? Надо, как в Европе, – все это дело «кабелировать».

Пушкин и секс-шоп

Мы сейчас про видеоряд. Но есть тексты. Что у нас порнография из лежащего в книжных лавках?

Я бы порнографу Сорокину сделал аутодафе. Прямо на площади.

Прямо на площади сожгли бы живого писателя?

Зачем его? Книги бы сжег. А писателем его не считаю. Не согласен, что это художественно. У меня два высших образования, в том числе эстетическое, я сам посвятил искусству жизнь, скажу просто: искусство должно возвышать. А когда один человек ест какашки другого, это не писательство и не дорога к храму.

С Сорокиным ясно. Аутодафе. А как с «Декамероном»? С «Лолитой» Набокова? С Виктором Ерофеевым?

И у Пушкина есть «Гаврилиада», и у Толстого замечательный рассказ «Баня». Можно еще вспомнить Баркова. Можно и «Камасутру» впаривать как исторический памятник. Но я ничего нового не открою, если скажу, что это «продукция эротического содержания». Ее надо не запрещать, но продавать в специальном месте.

То есть часть произведений Пушкина продается в книжном магазине, а часть – в секс-шопе?

Я этого не говорил! Это вы, Александр Юрьевич, приходите с инициативой.

Не прихожу я!

Вы поймите, что джинн из бутылки выпущен. Теперь можно теоретизировать, как его туда загнать и где бутылка будет храниться. А джинн просто не полезет обратно.

По-христиански

Можно как-то означить главную ценность вашей борьбы?

Не хочу, чтобы через 20 лет русских осталось 50 миллионов. Поэтому, например, я против гражданских браков. В них не подразумеваются дети. Если и рождаются, то, скорее, как исключение. И действительно – какая женщина пойдет на риск? Мужчина там, в принципе, ни за что не отвечает. Как у поэта Вишневского, «ты мне роди, а я перезвоню»? У меня самого от последнего брака двое детей, довелось поучаствовать в их воспитании. А было бы больше денег, и детей было бы больше.

Думаю, что поверить нравственность в сфере секса одним патриотизмом тяжеловато...

У меня просто: нравственно, что поддерживает православная церковь, и безнравственно, что не поддерживает. Ничего от себя не придумываю.

Насколько знаю, там очень жестко. Православная традиция против секса вне брака в принципе. Кроме того, нельзя заниматься столь сомнительным делом в пост. А?

Я, видимо, недостаточно воцерковленный человек. Пытаюсь следовать православной морали, однако не пощусь. Мне один церковный авторитет сказал, что актерам, летчикам и водителям можно не блюсти пост. Слишком энергоемкая работа, если поститься будут - просто не справятся. Как Гаргантюа у Рабле. Покушать люблю, веселую компанию тоже. Вот у меня Богоматерь на стене, так я у нее прошу прощения, если что.

Мат в законе

Вот боретесь с проституцией...

Да не борюсь я! У депутата много разной работы. При моем участии создано специальное подразделение милиции, вот оно и борется.

А что самое плохое в проституции?

Я люблю красоту, женскую в том числе. Для меня ужасно, что это продается за деньги.

А если без денежной составляющей? Просто свободная любовь?

Человек чем отличается от животных? Левым полушарием, на уровне сознания, он перекрывает то, что рождается в правом, на уровне инстинкта. Ниже пупка – это правое полушарие, выше – левое. Когда собаки по кустам, Тузик и Шарик, – это нормально. А для человека нравственно то, что восходит к канонам богоподобия.

Но отчего прелюбодеяние – в центре битвы? Избить невинного много хуже, чем показать ему голых теток. И героиновая наркомания страшней проституции. Занимаетесь этим?

Понимаю вас. Но приходится заниматься тем, с чего начал. Успехи есть: в ларьках уже не продают эротические издания, открылись специальные магазины. Безнравственности же много, но, поверьте, в 1992 году героиновой наркомании в таком масштабе не было. И на улицах так не матерились.

А можно на уровне закона влиять на количество мата?

Вы какой мат имеете ввиду – мат-оберег или мат-оскорбление? Против первого ничего не имею. Когда человек падает, он матерится - что это значит? Это из древних времен. Он признает, что где-то рядом нечистая сила, она его толкнула, и он ее отгоняет. Нечистой силы много вокруг. Некоторые через левое плечо плюют. Как известно, за правым плечом у нас ангел, за левым черт. А нечистая сила боится вида половых органов, либо упоминания таковых. Ведь что такое кукиш? Символ мужского полового органа: вот пенис, вот яички. Плюнуть через левое плечо и показать кукиш означает отогнать черта. На Руси показать фигу считалось страшным оскорблением, за это могли и к мировому.

Я как раз про мат-оскорбление...

На это есть административная ответственность. Но строгость законов в России, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. Страшное дело ведь! Идут старшеклассники в школу, и мата больше, чем русского языка. Когда я учился, за одно матерное слово из школы бы выгнали. Я не шучу. Меня самого выгнали из седьмого класса.

За матерное слово?

Да нет, просто шалил, учителей передразнивал. Наверное, мое актерство сказалось. По гороскопу Дева, родился в год Обезьяны – чего от меня хотеть? Пришлось идти в ремесленное училище. А матом не выражаюсь и слушать его не могу. Меня как-то Володя Пузанов звал в Дом актера на свой моноспектакль по Ерофееву «Москва – Петушки». Я его спросил: Володя, там мат есть? А как же, говорит. Тогда извини, но я не пойду. Еще не могу смотреть на стриптиз. Сразу предупреждаю, если куда зовут: если там стриптиз, то это без меня.

Печень города

Ваше актерство как-то помогает в политике?

Конечно. Политика – это великая дипломатия, это надо быть психологом, подбирать лексикон. Хотя в полном смысле политиком себя не считаю. Политик проводит в жизнь идеи и интересы какой-то партии. Я состою в «Родине», но линию «Родины» я начал проводить задолго до ее появления. Горжусь, что принадлежу к Социалистической партии, но отвечаю только перед народом. Вообще, депутат – это «печень» города. Фильтрует, задерживает несущее вред.

Вы продолжаете играть в театре...

Да, но не отвлекаюсь по мелочам. В конце концов, я могу принести пользу театру и на депутатской работе. Хотя прямое финансирование театра Пушкина из городского бюджета не предусмотрено, кое-что сделали. Отремонтировали фасад, помогли актерам с квартирами. Что до моей игры в театре, то есть такое понятие – мастер сцены. Есть актер вспомогательный, первой категории, второй, а есть мастер сцены.

Вы – мастер?

Не только я. Так вот, мастер сцены не может играть плохо. Не умеет. Иногда, правда, роль может не подойти. Вот дадут мне роль Буратино – а какой я Буратино по типажу?

А кто? Карабас-Барабас?

Я, скорее, Папа Карло. Я не бросаю театр, но стараюсь не играть проходные роли.

А преподавание?

Для меня это очень важно. Я приехал в Красноярск ради вуза. В театры звали самые разные, а преподавать – лишь сюда. Приехал с молодой женой и двумя чемоданами. Сейчас я профессор. Вообще, профессор – не только должность, но и некий тип человеческий.

Когда вы последний раз выступали и последний раз вели занятие?

Играл пять дней назад, а занятие вел сегодня утром.

 

Беседовал Александр Силаев

Рекомендуем почитать